SHPIL, KLEZMER, SHPIL!
(Играй, клезмер, играй!)

ЗАНЯТИЕ 3

    Участвуют обе группы
    Продолжительность: 90 минут
    Цель: Продолжение изучения жанров клезмерской музыки (Хора, Фрейлекс, Теркиш). Принципы работы те же, что и в занятии номер 2. Сначала выучивается мелодия затем гармония и аккомпанемент.
    Хора: - Старинный женский еврейский танец, параллельно существует также в молдавской и румынской народной музыке. Темп, как правило, медленный.
    Имеет размер 3/8, или 3/4. Ритм
    ВНИМАНИЕ: Не путайте с современной израильской хорой, которая имеет двудольный размер и быстрый темп.
    Многие клезмерские мелодии носят названия Молдавская хора или Бессарабская хора. Интересно то, что одни и те же мелодии евреи и молдаване играли по-разному. Отличие еврейской хоры от молдавской в том, что еврейская хора не имеет серединных кадансов и доминанта берётся только в заключительном кадансе, в конце периода (части). Обратите также внимание на такт № 35 в нотном приложении №7 - подобная кода очень характерна для окончания любых клезмерских пьес написанных в размере 3/8, или 3/4.
    Очень важно для аккомпанирующих инструментов чётко соблюдать паузу на второй доле такта и играть аккомпанемент, подчёркивая ритмический рисунок Хоры.
             
    Помимо Хоры в клезмерской музыке есть ещё несколько танцев имеющих такую же структуру, ритм, и размер. Различие в названиях и функциях, которые выполняли эти напевы на Еврейской свадьбе. Например, пьесы с названиями "Гасн Нигн" (Уличный напев), а также "Добрыдень" и "Добраноч" - исполнялись при проводах гостей со свадьбы домой.
    Приложение № 7 Moldavian Hora (Молдавская Хора).

    Фрейлекс или Булгар: Одна из самых распространённых форм в клезмерской музыке. Темп, как правило, подвижный. Размер 4/4. Отличается особым пульсирующим ритмом у аккомпанирующей группы и в партии барабанов.
              или    
    Форма булгара обычно 3-х частная. Часто, в одной из частей, ритм булгара меняется на то самое, "нехитрое" Ум-Ца, Ум-Ца, которое характерно для Шера или Хосидла.
    Приложение № 8 Odessa Bulgar (Одесский булгар) или № 10 Lebedik un freylekh (Живо и Весело).

    Теркиш: Название видимо происходит от слова Туркиш (Турецкий). Танцы с подобным ритмом существуют в Турецкой и Греческой музыке. Форма Теркиша двух или трёхчасная. Размер 4/4. Темп спокойный. Ритм Теркиша схож с ритмом Испанской Хабанеры.
    Приложение № 11 Der Terk In Amerika (Турок в Америке).

    Домашнее задание:
    Выучить разновидности еврейских танцев, уметь отличать их на слух.

  Далее