SHPIL, KLEZMER, SHPIL!
(Играй, клезмер, играй!)

        Введение

Предложенная Вашему вниманию работа С. Райко была удостоена II премии на конкурсе методических разработок.

    Данная работа представляет собой подробный план занятий семинара, с методическими указаниями для тех, кто хотел бы использовать полученный опыт у себя в регионе. Также, работа может быть интересна тем, кто уже играет клезмерскую музыку сольно или только планирует создание собственной клезмерской капеллы. Данная разработка предназначена для музыкантов, играющих на любых инструментах: как профессионалов, так и любителей, а также преподавателей и студентов, средних и высших музыкальных учебных заведений, имеющих определённые навыки и теоретические знания, желающих попробовать себя в изучении и исполнении музыкального наследия Восточноевропейского еврейства.

Клезмерская музыка - это бытовая музыка евреев Восточной Европы, звучавшая в основном на еврейских свадьбах. Само слово "клезмер" в переводе с идиша означает музыкант и образовано от двух слов "клей" - применение и "земер" - песня.
    Приступая к изучению еврейского фольклора, будьте готовы к тому, что не всё окажется привычным и понятным с точки зрения классической музыкальной школы. Несмотря на то, что клезмерская музыка возникла и развивалась в Европе, её истоки уходят корнями на Ближний Восток. Во многих клезмерских мелодиях вы услышите отголоски древнееврейских молитв и песнопений, возраст которых исчисляется тысячелетиями. И, тем не менее, клезмерская музыка - это европейский музыкальный жанр, ибо здесь она возникла, здесь жили и творили её ярчайшие представители, такие как Михаил-Иосиф Гузиков (1809-1837), его игрой на самодельных деревянных цимбалах восхищался сам Мендельсон-Бартольди, или Иосиф Друкер из Бердичева (1822-1879), его игру описывали Мойхер-Сфорим и Шолом-Алейхем, его прозвище "Стемпеню" стало нарицательным для обозначения талантливых народных еврейских музыкантов.
    В настоящее время клезмерский жанр становится всё более популярным. В Европе и США существует огромное количество клезмерских капелл, причём эту музыку играют одинаково хорошо и евреи и неевреи. Ежегодно в мире проводится большое количество клезмерских фестивалей, которые собирают десятки тысяч зрителей. Сегодня можно смело сказать, что клезмерская музыка занимает своё, достойное место в семье мирового фольклора.

    В приложениях к этой работе вы найдёте также ноты популярных, различных по жанрам, клезмерских мелодий которые, после их изучения, смогут составить основу репертуара вашей клезмерской капеллы.

  Далее