Участвуют обе группы
Продолжительность: 90 минут
Приложения №№ 12 , 13.
На тему дойны написано большое количество статей и книг, зачастую очень интересных, но, к сожалению, почти все они посвящены не столько тому, как научиться играть дойну, столько тому, чьё же это национальное изобретение молдавское, еврейское или румынское. Учитывая, что это методичка, а не исследовательский трактат, я позволю себе перейти сразу на особенности исполнения, оставив вопрос об изобретении жанра на долю последующих исследователей. Бесспорно одно; в течение столетий культура тех народов, среди которых жили евреи, оказывала влияние на еврейскую культуру. Именно в этом причина возникновения таких жанровых аналогий как, например, дойна, хора или жок, которые по сей день существуют и в еврейской, и в молдавской, и в румынской музыке.
Дойна представляет собой развёрнутую инструментальную композицию, целиком импровизационного плана. Часто не имеет чёткой музыкальной формы.
Дойна всегда исполнялась сольно ведущим музыкантом капеллы и давала возможность в полной мере показать его импровизаторские способности. Для дойны очень характерно повторение одних и тех же кратких мелодических элементов (приложение № 12 такты №№ 14, 15, 17), а так же активное использование орнаментационных приёмов, изученных нами в предыдущем занятии.
Как правило, дойна имеет печальный, лирический характер. Здесь уместно привести слова замечательного современного английского кларнетиста - клезмера Мерлина Шеферда: "Исполняя дойну, Вы должны, играя на инструменте, рассказать слушателям очень грустную и трагическую историю из жизни".
Занятие со студентами можно построить таким образом. Группа садится в круг, учитель исполняет небольшой импровизационный фрагмент. Затем каждый студент, по кругу, пытается сыграть собственную небольшую дойну. Играет всегда кто-нибудь один. Все остальные внимательно слушают, одновременно поддерживая аккомпанемент. Аккомпанемент в дойне, - это почти всегда негромкое tremolo в той же тональности и в той гармонической функции, в которой находится солист.
Важно, заранее договориться в какой тональности и в каком ладу (Фрейгиш, Ми Шеберах и др.) вы будете импровизировать, и строго следить за соблюдением группой этого правила.
Вот возможная схема небольшой дойны:
D (Фрейгиш) - С (Ми Шеберах) - D (Фрейгиш).
Перед началом занятия имеет смысл вместе со студентами послушать и проанализировать различные варианты исполнения дойн клезмерами.
Помимо дойны в еврейской музыкальной практике существует такое явление, как "Форшпиль". Форшпиль - это тоже инструментальная композиция импровизационного плана, но в отличие от дойны, которая может быть самостоятельным произведением, форшпиль всегда является вступлением к какому-либо последующему танцу. Более того, в мелодике форшпиля всегда должен угадываться мотив той пьесы, которую вы собираетесь сыграть. Итак, форшпиль - это краткое, импровизационное вступление, построенное на музыкальном материале основного танца. В приложении №13 вы найдёте возможный вариант форшпиля ко всем известной "Хава - Нагиле".