проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
Теория
Разделы


     SHPIL, KLEZMER, SHPIL!
     (Играй, клезмер, играй!)


      ЗАНЯТИЕ 4 ( Изучение клезмерской орнаментики )

    Участвуют обе группы
Продолжительность: 90 минут
( При большом количестве участников это занятие имеет смысл проводить отдельно для каждой группы инструментов, поскольку приёмы звукоизвлечения у разных инструментов различны, но если на семинаре не большое количество слушателей, то их на группы можно и не делить).
     Искусство орнаментики является самым важным и одновременно самым сложным навыком для клезмера. Именно орнаментация придаёт еврейским мелодиям тот самый колорит, который так трогает и завораживает слушателей. Описать на бумаге технологию исполнения клезмерских орнаментационных приёмов очень сложно. Лучший способ научиться этому, слушать старые записи клезмерских капелл 10-х, 20-х, 30-х годов, таких как "Румынский оркестр Белфа", "Оркестр Канделя", "Еврейский оркестр Абе Шварца", слушать и пытаться "снимать" приёмы игры прямо с записей. Кстати, именно так всегда и проходило клезмерское обучение. Учитель играл, а ученик повторял за ним, перенимая манеру и приёмы. Именно поэтому на нашем семинаре ученикам на занятиях не дают печатных нот. Необходимо, чтобы во время занятий они смотрели на учителя, а не в ноты.
     Тем не менее, несмотря на сложность вопроса, я попытаюсь описать некоторые клезмерские, орнаментационные приёмы.
     Krekhts - В переводе с идиш это слово означает "стон" или "всхлип". По звучанию этот приём действительно напоминает всхлип. Эффект достигается вот каким образом. Удерживая одну ноту, вы в тоже время очень быстро и коротко цепляете другую расположенную на интервал выше. Обе ноты берутся очень быстро и на один смычок (Legato). Интервал может быть любой, но обычно это терция или кварта. Переводя на классический язык это всё равно, что вы берёте форшлаг не перед нотой, а после неё. Важно что бы эта вторая (верхняя) нота была короче первой (нижней). Смысл, однако, состоит в том, чтобы прозвучали не две отдельные ноты, а именно один Krekhts или всхлип.
     Dreydlekh - На идиш так называют Ханукальный волчок. На клезмерском языке так называют обычную, всем знакомую трель. Трель, однако же, не совсем обычная, поскольку звучит и играется не так как классическая. Клезмерская трель не такая чёткая и ровная как в классике и исполняется по-другому. На скрипке, например, трель исполняется не одним пальцем, а всей кистью, удерживая основной палец на струне, а трелирующий невысоко над струной. Движения кисти при этом напоминают приём Vibrato.
     Изучая орнаментику, следует успеть в течение занятия поработать с каждым студентом, показывая и отрабатывая с ним клезмерские приёмы. Для сравнения, имеет смысл также продемонстрировать фрагменты записей старых клезмерских капелл. В заключение хочу подчеркнуть важность изучения клезмерских орнаментационных приёмов, поскольку, только овладев ими, вы наконец-то сможете сыграть настоящую еврейскую Дойну, что и будет темой нашего следующего занятия.

 
web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by