проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
Теория
Разделы


     SHPIL, KLEZMER, SHPIL!
     (Играй, клезмер, играй!)

ЗАНЯТИЕ 2 (Практическое закрепление теоретического материала первого занятия, изучение репертуара)


    Участвуют обе группы
Продолжительность: 90 минут
Цель: Начало знакомства с музыкальным материалом.
Выучить Хосидл приложение №5 "Ot Azoy!" (Вот Так!) (Тональность D фрейгиш).

    В начале имеет смысл повторить материал, пройденный на первом уроке.
    Попеть и поиграть от разных нот вверх и вниз лады, используемые в клезмерской музыке. (15-20 минут.)

     После этого можете вплотную переходить к изучению репертуара.
     Изучение любой клезмерской мелодии включает в себя 3 этапа:
     1) изучение мелодии
     2) изучение гармонической структуры
     3) подбор соответствующего аккомпанемента
    
     1) изучение мелодии
     Перед изучением пьес на инструментах их нужно сначала несколько раз пропеть хором. Каждый танец обычно состоит из трёх частей, по 8 тактов каждая. Учить нужно по одной части. Сначала поёт преподаватель, затем - группа. Ноты студентам во время изучения лучше вообще не давать, чтобы вырабатывать у них навык работы "на слух". Лишь когда преподаватель почувствует, что группа уверенно поёт первую часть пьесы, только тогда можно браться за инструмент и пробовать её играть. Таким же образом изучают вторую и третью части пьесы. В среднем каждую часть сначала 5-6 раз поют и потом столько же раз играют. После этого весь танец проигрывают несколько раз целиком, от начала до конца.

     2) изучение гармонической структуры
     Для аутентической клезмерской музыки характерны простые гармонии.
     Во многом гармонизация мелодии зависит от лада, в котором эта мелодия написана. Так, если мелодия, например, "От Азой!" звучит в ладу "фрейгиш", значит, в ней Вам наверняка встретятся гармонии I-ой мажорной, IV-й минорной и VII-й минорной!!! ступеней. То есть в ладу "Ре - Фрейгиш" это будут (D, Gm, и Cm) соответственно. Использование седьмой минорной ступени в роли доминанты, вообще очень характерно для клезмерской музыки.
     В ладах "Ми Шеберах" и "Адиной Мелех" доминантой обычно является V-я ступень.
     В этой части занятия нужно уделить особое внимание контрабасу, тубе и аккордеонам, поскольку их партии являются гармоническим фундаментом ансамбля. Предложите студентам сначала самим определить гармонию.
     Будьте готовы к тому, что они применят намного больше аккордов, чем там окажется на самом деле.
     3) Изучение ритма и подбор аккомпанемента
     До сих пор у нас все инструменты играли одну только мелодию. Теперь пришло время дать каждой группе свою задачу. Ритмическую поддержку нам обеспечит аккордеон или цимбалы. Ритм в большинстве клезмерских мелодий несложный. На следующем занятии мы разберём клезмерские ритмы более подробно. Сегодня мы учим самый простой, двудольный который давно известен всем как "нехитрое" (Ум-Ца, Ум-Ца) . Этот ритм характерен для танцев с названиями Шер, Скочна или Хосидл. Их размер обычно 2/4 или 4/4. Темп, как правило, средний. Ритм можно разнообразить.
    Например: . Если у нас в ансамбле несколько скрипачей, то части из них можно поручить играть гармонию в виде интервалов (к примеру: терций или секст). Играть им нужно на 2-ю и 4-ю доли такта.
    Например, так: или так
    Ритм у баса или тубы наоборот, всегда опирается на первую и третью доли такта .
    Важно следить за тем, чтобы при любом разнообразии аккомпанемента была бы сохранена двудольность присущая этим танцам.
     Домашнее задание: Выучить хосидл "От Азой", уметь играть как мелодию, так и аккомпанемент.

 
web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by