Истоки профессионального еврейского театра в Украине, как и у большинства театральных культур, ведут свое начало от народных зрелищ, часто связанных с библейскими сюжетами. У ашкеназских евреев самой развитой формой театрализованного спектакля были Пуримшпили (XVI-XX ст.), которые разыгрывались в период праздника Пурим и некоторых других еврейских праздников. Определенную аналогию составляет то, что одним из существенных этапов, который предшествовал рождению украинского театра был вертеп (украинский кукольный театр), разновидности которого присутствуют и в русской (театр петрушки), белорусской (батлейка), польской (шопка) культурах. Наличие канонических сюжетов, как правило, было лишь поводом для импровизаций народных актеров, которые наиболее проявляли свои способности и фантазию в интермедиях.
Ярким выразителем еврейской театральной культуры во второй половине 19 ст. стало искусство "бродензингеров" ("певцов из Бродов") Галиции. Вскоре такие же певцы-лицедеи появились на Волыни и Подолье. Искусство актеров-песенников предшествовало рождению профессионального еврейского театра, элементы которого уже существовали в творчестве "певцов из Бродов". Спектакли проводились систематически и в помещениях, где всегда находились желающие их посмотреть (харчевни, кабаки, др.). Исполнение песен перемежевывалось драматическими импровизациями. Не последнее место в творчестве еврейских скоморохов занял сатирический элемент.
Формирование еврейского театра вызванное, прежде всего появлением в еврейской драматургии языка идиш, который занимал важное место в идеологии маскилем ("просветителей"). Среди известных драматургов-просветителей - И.? Б. Левинзон, Ш. Эттингер, А. Готлобер, И. Аксенфельд.
Началом истории профессионального еврейского театра принято считать появление профессиональной труппы А.Гольдфадена, которая сыграла свой первый спектакль в октябре 1876 г. в г. Яссы (Румыния). Известно, что приблизительно тогда же состоялся театрализованный спектакль еврейской странствующей труппы в Бердичеве - "Еврейский концерт под руководством А. Фишзона", со временем известного еврейского актера и антрепренера. Его концерты постепенно обрастали драматургией, импровизациями и больше напоминали театральные спектакли. В скором времени после бердичевских выступлений А. Фишзон, приняв приглашения А. Гольдфадена, стал актером его труппы.
Деятельность А.Гольдфадена объединяла все театральные профессии: актера, режиссера, театрального художника, антрепренера, и, наконец, драматурга - что было определяющим в период становления профессионального еврейского театра. А.Гольдфаден сформировал полноценный театральный репертуар с широким жанровым диапазоном: комедиями, мелодрамами, своеобразными опереттами на библейские темы. Пьесы с готовностью исполнялись еврейскими труппами, пользовались успехом у публики и длительное время были образцом для еврейских драматургов-современников.
Анализ сведений о спектаклях еврейских трупп разрешает отыскать украинские связи еврейского театра в Украине. Актеры вспоминали, что музыкальные партии часто исполнялись на мотивы украинских народных песен, в частности одна из песенных партий Мариеле, героини спектакля "Ди Кишефмахерн" ("Волшебница") А.Гольдфадена исполнялась на мотив известной украинской песни литературного происхождения "Стоит гора высокая".
Спектакли по пьесам А.Гольдфадена ставились и в украинских театрах.
Интерес к еврейской тематике наблюдается и у украинских драматургов. Одной из популярнейших мелодрам дореволюционного театра была пьеса И. Потустороннего "Жидовка-выкрестка". Еврейские образы присутствуют в драматических произведениях И.Франко ("Украденное счастье"), И.Карпенка-Карого ("Савва Чалый") и др. Как правило, они написаны с огромным сочувствием.
Судьба евреев беспокоила украинскую интеллигенцию, о чем, в частности, свидетельствуют факты из жизни корифеев украинского театра. Так, И.Карпенко-Карый (Тобилевич) в период еврейского погрома 1881 г. в Елисаветграде предоставил приют в своей усадьбе нескольким еврейским семьям, а в 1878 г. на заседании Елисаветградского общества по распространению ремесел и грамотности призывал просмотреть Устав с целью отмены запрета на доступ к ремесленной школе детям бедных евреев. Кроме того, Карпенко-Карый и его труппа, уже получив широкую популярность, не раз давали спектакли в пользу учебных учреждений, в частности еврейских ешиботов (Цибаньова О.С. Летопись жизни и творчества И.Карпенка-Карого. К., 1976).
Немало аспектов развития еврейского и украинского театров были обусловлены формированием в условиях национального угнетения. Театры длительное время существовали как странствующие труппы. Для еврейского театра одной из условий существования после 1883 г. было использование на сцене немецкого языка. Еврейский народный язык идиш был запрещен.
Относительно украинского театра, по нему нанес удар в 1876 г. "Земский указ", который запретил на территории Украины не только печатное украинское слово, но и сценические спектакли, и чтение "малороссийской разговорчивой". В 1881 г. дополнительный указ, хотя и разрешал деятельность украинских трупп, но и предусматривал обязательное выполнение в один вечер с украинским произведением пьесы на русском языке. Ряд ограничений было введено и относительно репертуара: запрещалось ставить переводные пьесы русского и зарубежного репертуаров, произведения на историческую тему и пьесы из жизни интеллигенции.
Некоторые еврейские актеры, в частности А.Гольдфаден, после запрета еврейского театра эмигрировали в Америку. Тем не менее, немало театральных трупп существовало вопреки всем запретам и ограничениям. К известнейшим труппам в Украине принадлежали труппы А.Фишзона, М.Генфера, М.Сокола, Х.? Н.Городецкого, Д.Сабсая, Я.Спиваковского и др. Репертуар еврейских трупп состоял преимущественно из пьес А.Гольдфадена, А.Шомера, И.Латайнера и самостоятельно адаптированных произведений зарубежной классики. Хотя выступления еврейских актеров пользовались популярностью в народе, еврейская интеллигенция относилась к национальному театру неодобрительно из-за неудовлетворительного профессионального уровня. Помимо этого еврейский театр имел значительное просветительское значение для тех местностей, где еврейские массы жили довольно замкнуто.
Некоторые литераторы стремились создать высокохудожественный еврейский театр. В частности, Шолом-Алейхем, критически откликнувшись в своем памфлете о драматургии Шомера, которая заполнила еврейскую сцену, старался противопоставить реалистические пьесы из жизни еврейского народа. В 1905 г. писатель заключил соглашение с труппой Я.Спиваковского-Адлера о создании художественного еврейского театра в Одессе, которое не было осуществлено.
Несмотря на отмену в 1905 г. утвержденного царем постановления кабинета министров, которое запрещало пользоваться "языками местных народов", большая часть городов и городков жила по своим законам. Еврейские труппы и в дальнейшем должны были маскироваться под названием "еврейско-немецкие", а местные власти в случае разрешения выдвигали предшествующие условия - играть на немецком языке. Некоторые антрепренеры старались бороться со своеволием местной власти: известный инцидент с труппой А.Фишзона в 1908 г. в Киеве. Хотя было получено разрешение на спектакль, распроданы билеты, тем не менее, перед началом спектакля к антрепренеру подошел урядник и предъявил требование, чтобы актеры играли на немецком языке. А.Фишзон отменил спектакль, понеся большие убытки, несколько раз телеграфировал Императору, жалуясь на незаконные действия киевской власти, но все было напрасно.
В период усиления реакции относительно нерусских народов еврейские и украинские коллективы гастролировали преимущественно в Галиции и Австро-Венгрии. В Львове в 1889 г. был открытый стационарный еврейский театр Я.Б.Гимпеля, где еврейские театральные труппы сохраняли возможность работать к началу Второй мировой войны.
В 1908 г. открылся театр в Одессе. Его основателем был известный еврейский драматург Перец Гиршбейн, который стремился предоставить еврейскому театру элементы модернистского, натуралистического и символистского искусств. Тем не менее, эстетика этих направлений была непонятна еврейскому массовому зрителю...
В истории украинского театра после 1905 г. значительным событием было открытие в Киеве первого украинского стационарного театра М.Садовского.
Рядом с драматическими произведениями Гольдфадена, Шомера, Латайнера, популярность в еврейском театре (так же и в украинском), приобретают пьесы Я.Гордина. Его драматургия была очень разноплановой, в ней были выведены яркие характеры разных амплуа, что вне заинтересованности зрителей, оказывали содействие развитию психофизических данных актеров. Одним из первых Гордин ввел в еврейский и украинский театры амплуа "неврастеника" ("Два начала"). К его наилучшим произведениям принадлежат пьесы "Миреле Эфрос", "Сиротка Хася".
Драматургия Гордина, Гольдфадена, Аша ставилась в украинском театре М.Садовского.
В его театре впервые был осуществлен перевод пьесы русского драматурга Е.Чирикова "Евреи" на украинский язык, роль Леи сыграла Мария Заньковецкая. Спектакль имел большой успех. Садовский готовил этот спектакль к открытию первого сезона украинского стационарного театра в Киеве в 1907 г. Тем не менее, полиция запретила его показ и спектакль пошел в Киеве несколько позднее. Работа над пьесой "Евреи" стала этапом в творческой судьбе двух выдающихся украинских театральных деятелей - Леся Курбаса и Игната Юры. Содержание произведения было направлено против великодержавного шовинизма и постановка его на сцене была смелым гражданским актом.
Лишь после Февральской революции 1917г. еврейское искусство получило официальный статус.
Одним из главных вопросов, которые решались на I и II съездах еврейских актеров и хористов (состоялись 1917 г., в Москве и Киеве) был вопрос улучшения положения еврейских актеров. По этому поводу было утверждено не принимать ни единого антрепренера к членам союза. Освободив актера от предпринимательского гнета, съезд не смог осуществить коренных преобразований в жизнедеятельности еврейского театра. Реорганизация театральных трупп, которые теперь назывались "коллектив № ... еврейских актеров и хористов" и работали под руководством комиссара (так, в то время назывался художественный руководитель) и администратора, была первой попыткой "огосударствления" театра в условиях гражданской войны.
В Украине в 1917 г. действовало немало разнообразных театральных коллективов, среди которых иногда рождались, на самом деле, выдающиеся. Событием в истории украинской культуры было создание Молодого театра (1917-1919), непосредственно связанного с именем режиссера-реформатора Л.Курбаса. Высокообразованный человек, Л.Курбас искал пути национального возрождения украинского театрального искусства. Он создал новую театральную эстетику, решительно восстановил репертуар. Деятельность этого выдающегося режиссера современности повлияла на развитие театрального искусства в Украине и за его пределами.
Среди лучших еврейских театральных коллективов этого периода был театр "Ундзер винкл" ("Наш уголок"), сорганизованный в Харькове в 1918 г. В состав труппы вошли начинающие и уже известные еврейскому зрителю актеры: Фибих, Желязо, Зильберберг, Дальская, Рубин. В репертуаре присутствовали спектакли западноевропейского классического репертуара - "Хозяйка заезда" К.Гольдони, "Затеи Скапена" Ж.Б.Мольера, еврейских драматургов "Драл Ихес" ("Происхождение") Ш.Аша "Эйбикер вандерер" ("Вечный скиталец") О.Дымова, помимо этого - одноактные комедии, шаржи, шутки, выполнялись народные песни. Режиссером театра был приглашен И.? Л.Баумволь, постановки спектаклей осуществляли также М.Рафальський (со временем известный режиссер, руководитель Минского ГОСЕТа), М.Тарханов, В.Вильнер и др.
В апреле 1919 г. Первый художественный еврейский театр фактически выселили из помещения Губвоенкома, где он размещался. Часть труппы перебралась в Киев, где к ней со временем присоединились Э.? Р.Каминская, И.Каминская, З.Турков, Я.Либерт; другая же часть - в Белоруссию. В Киеве местная власть уделила довольно серьезное внимание Еврейскому художественному театру, было также предоставлено помещение театра "Свив". Тем не менее, через нестабильность политической обстановки, частого изменения власти коллектив вскоре распался.
1919 г. режиссер С.Семдор создает театр-студию "Онгейб" ("Начало"). Единомышленник Л.Курбаса, сторонник обновления национального искусства, развивал идею национального возрождения на ниве еврейского театра в своем коллективе. Он обращается к эстетике символистского, мистического театра. В репертуаре театра "Онгейб" - пьесы Ш.Аша, Л.Андреева, П.Гиршбейна. Здесь начинал свою творческую деятельность М.Жаботинский, со временем заслуженный артист УССР, ведущий актер Киевского ГОСЕТа, актриса Рива Руфина и др. С театром-студией сотрудничали театральные художники А.Тишлер, Н.Шифрин, С.Шор.
Еврейская организация "Культура-Лига", которая действовала в Киеве в 1918 - 1925 гг., наиболее широко, активно и планомерно занималась вопросами еврейской культуры. Кроме образовательной деятельности "Культура-Лига" большое значение предоставляла эстетичному воспитанию, под ее эгидой работали художественные, музыкальные учебные заведения, а также театральная студия "Культура-Лига", организованная 13 апреля 1919 г. Студией руководили профессор, оперный певец, педагог из декламации И.Кунин (председатель), писатель Д.Бергельсон, режиссер Э.Лейтер. К студии были приняты 80 абитуриентов, а к работе привлеченные лучшие театральные силы Украины: режиссер С.Семдор, мейерхольдивец О.Смирнов, трагедийная польская актриса С.Высоцкая, содействие в работе студии осуществлял режиссер К.Марджанов (к тому времени нарком в делах театра). В репертуаре студийцев, которые периодически выносили свои спектакли на суд зрителей, были: "Мошиах бен Иосиф" Штейнмана, программа по пьесам I.? Л.Переца, экспериментальные постановки И.Кунина и А.Смирнова "Мессия", "Вечера симфонического чтения" И.Кунина.
Под рукой "Культуры-Лиги" существовала также самостоятельная театральная труппа, сформированная из профессиональных актеров. Относительно репертуара - коллектив ориентировался на реалистическую драматургию Шолом-Алейхема, А.Чехова и др.
В 1921 г. студия "Культура-Лига" переезжает в Москву, где с актерами работают выдающиеся педагоги, мастера сцены: Е.Вахтангов, Вс.Меерхольд, А.Дикий, М.Кнебель и др. Закончив обучения в Москве, студийцы возвращаются в Украину и составляют основу труппы созданного в 1925 г. Первого Всеукраинского ГОСЕТа, под руков.Э.Лойтера.
Между молодежными студийными коллективами 20-х гг. на территории Украины - Белоцерковская студия "Ройте Блитн" ("Красная кровь") (1922 - 1930) под руководством А.Верлинского и М.Дубинского; Одесская еврейская театральная студия режиссера И.Рубинштейна, в 1927 г. в Киеве организовалась еврейская театральная студия под руководством Э.Лишанского, на базе которой возник Еврейский отдел Киевского музыкально-драматического института им. Н.Лысенко.
Виднейшим театральным коллективом Киева был театр "Кунст-Винкл" ("Уголок искусства"). С 1922 г. это был первый стационарный еврейский театр в Украине. Здесь работали Л.Бугова (со временем н.а. УССР), Л.Мейерсон, С.Эйдельман, П.Миндлин и др. Административно-художественное руководство театром осуществлял А.Люксембург, который привлек к работе режиссеров А.Лундина, Г.Воловика, С.Семдора, В.Вильнера и др. Репертуар театра был широкий и разнообразный, тем не менее, в основе эстетики театра лежали принципы старой жанрово-бытовой школы. В конце 20-х гг. коллектив все чаще поддавался нападкам руководящих советских органов. Театру предъявляли обвинение в "невыдержанности репертуара", "отрыве от общественности" и других недостатках. В 1928 г. "Кунст-Винкл" превратили в Первый передвижной еврейский театр, который просуществовал до 1931 г.
В 1931 г. действовал также Еврейский государственный передвижной театр "Ройте хаммер" ("Красный молот"), в 1932 г. объединенный с еврейским театром "Ройте факел" из Белоруссии, в результате чего появился Передвижной государственный еврейский театр Правобережья (реж. И.Хавис, репертуар возглавляла Л.Бугова). В труппу входили актеры: Я.Либерт, Н.Шейнберг, В.Шварцер, С.Йоффе и др., а к репертуару: "Овечий колодец" Лопе де Вега", "Кадры" И.Микитенка, "Гирш Леккерт" Кушнирова, "Бовин" Вевь-юрко, "Блут" ("Кровь") Оршанского и др.
В 1928 г. в Киеве был организован ГОСЕТ (гл. реж.З.Вин), призванный быть проводником советской идеологии. В 1930 г. театр возглавил режиссер МХАТа Б.Вершилов, труппа пополнилась выпускниками московской ворошиловской студии "Фрайкунст". После назначения нового режиссера театр взял курс на героико-революционную тематику ("Нафтали Ботвин" Вевьюрко, "Гирш Леккерт" Кушнирова, "Юлис" М.Даниэля).
Равно как и в других театрах СССР, в Киевском ГОСЕТе в начале 30-х гг. внедряли "производственную тему" ("Поэма о топоре" А.Погодина, "Пятый горизонт" П.Маркиша и др.). В 1934 г. в связи с перенесением столицы Украины в Киев, большая часть труппы "главного" еврейского театра Украины была также переведена в новую столицу. Б.Вершилов, который работал до 1936 г. художественным руководителем театра немало внимания уделял воспитанию актерской культуры. Объединение двух коллективов существенно не повлияло на реалистическую линию, начерченную художественным руководителем. Кроме советских пьес в театре был классический западноевропейский репертуар: "Уриель Акоста" К.Гуцкова, "Венецианский купец" В.Шекспира, "Нора" Г.Ибсена; относилась еврейская классика ("Первый еврейский рекрут" Л.Резника по И.Аксенфельду, "Суламиф" по А.Гольдфадену, "Миреле Ефрос" Я. Гордина и др.). В театре успешно работали корифеи еврейской сцены: Я.Либерт, Гр.Вайсман, Л.Колманович, выделялись актеры А.Сонц, М.Жаботинский, А.Нугер, Р.Яцовская, Д.Днипров и др. В сезоне 1936 - 1937 гг. в Киевском ГОСЕТе работал немецкий актер-антифашист, ученик Э.Пискатора А.Гранах.
В 1933 г. был организован ГОСЕТ в Одессе. Труппу театра составляли актеры с Передвижного ГОСЕТа Правобережья и выпускники Одесской еврейской студии режиссера И.Рубинштейна. С 1935 г. художественный руководитель театра - Э.Лойтер. В спектаклях с блеском играли Л.Бугова, В.Шварцер, П.Миндлин, Л.Меерсон и др.
В 1929 г. в Киеве была основана студия С.Вайншельбаума, из которой со временем вырос единый в СССР Еврейский театр юного зрителя. Еврейский детский педагогический театр (первое название) существовал при Украинском ТЮГе, вскоре труппа пополнилась актерами-выпускниками евотдела Киевского театрального института и еврейский ТЮГ стал самостоятельным коллективом. В 1931 г. театр открылся спектаклем "Утиль" за пьесой М.Гершензона. Еврейская классика в репертуаре была представлена спектаклями по произведениям Шолом-Алейхема "Двести тысяч", "Мальчик Мотл", "Йоселе" по Я.Динзону. Успех у зрителей имели постановки пьес А.Бруштейна, современных еврейских драматургов М.Пинчевского, Ф.Сито, М.Гершензона и др. Ведущими актерами еврейского ТЮГа были Д.Булкина, Э.Гуринова, С.Лейман, Ю.Глебицкий и др. С театром сотрудничали режиссеры М.Норвид, выпускник евотдела Киевского музыкально-драматического института Я.Зельдич, художник М.Драк и др.
Известно о существовании Первого еврейского сталиндорфського межрайонного колхозного театра, созданного 1931 г. для обслуживания еврейских национальных районов. Художественное руководство возглавлял И.Радомиский.
Киевский Еврейский театр рабочей молодежи был открыт в 1929 г. (организаторы С.Новичок, И.Мурский), приблизительно в то же время организовываются такие еврейские театры в Харькове и Днепропетровске.
В 1937 г. был создан Еврейский театр кукол. Инициаторами появления нового творческого коллектива были драматург В.Гутянский, Б.Корсуньская и режиссер Г.Сорока. Несколько молодых актеров, вчерашних выпускников театрального института - Я.Мирсаков, Н.Пресайзн, А.Бурякивский, М.Лоев с энтузиазмом взялись за новое дело. Уже через год Киевский еврейский театр кукол успешно продемонстрировал свое искусство на Всесоюзном конкурсе театров кукол в Москве.
Еврейско-украинские связи в советском театре прослеживаются в творческих контактах с режиссерами и художниками, в драматургическом материале и др.
В 1921 г. в репертуаре Киевского театра им.И.Франка появляется спектакль "Уриель Акоста" К.Гуцкова, поставленный режиссером С.Семдором, чье имя принадлежит истории как украинского, так и еврейского театров. Пьесы Я.Гордина, как и раньше, остаются в репертуаре.
Возможно под влиянием курбасовского "Режштаба" в 1929 г. создается режиссерская лаборатория в Харьковском Государственном еврейском театре. С Харьковским ГОСЕТом активно сотрудничали режиссеры "Березиля". Учениками Курбаса на еврейской сцене поставлены такие спектакли, как "Волчьи души" по Дж.Лондону (реж.Ф.Лопатинский, 1929), водевиль "3/4 человека" Петрова-Соколовского (реж.Б.Балобан), который вызвал оживленную дискуссию в печати, "Мещанин-шляхтич" Ж.Б.Мольера (реж. В.Скляренко) с блестящей работой А.Нугера в роли прислужника Ковьеля.
Еврейская тематика в украинском театре в начале 30-х гг. представленная пьесой Л.Первомайского "Городок Ладеню", которую поставило немало театров (театр им.И.Франко, 1932; театр им.Т.Шевченко, 1935 и др.).
Большинство театров Украины в начале 30-х гг. обращаются к пьесе "Кадры" И.Микитенка, обнаружили к ней интерес и еврейские театры (Харьковский ГОСЕТ, Еврейский передвижной театр "Ройте Хаммер" и др.). В 1937 г. на сцене Одесского ГОСЕТа состоялась премьера спектакля "Глитай или же паук" М.Кропивницкого (реж.Э.Лойтер).
Известным спектаклем на сцене Харьковского украинского Государственного театра им.Т.Шевченко стал в 1940 году "Тевье-молочник" по роману Шолом-Алейхема (инсц.И.Добрушина, Н.Ойслендера, реж.Л.Дубовик, худ.А.Тишлер, комп.Л.Пульвер, худ.конс.С.Михоэлс). Главным событием спектакля была игра М.Крушельницкого в роли Тевье. Режисерски спектакль был решенный как социальная драма, поставленная в традициях украинского бытового театра. Спектакль пользовался и успехом в послевоенные времена.
30-е года в истории культуры Украины были обозначены многочисленными арестами выдающихся деятелей культуры, литературы, науки. Поиски "внутреннего врага" привели к уничтожению талантливых художников, цвета украинской интеллигенции. Гениальный театральный режиссер Л.Курбас был изгнан с созданного им театра. Последним пристанищем оказался Московский ГОСЕТ. С С.Михоэлсом украинского режиссера объединяла давняя дружба, творческие контакты. От репрессий 1937 г. пострадали и еврейские актеры - были сосланы в лагеря режиссер Э.Динор, актриса М.Лифшиц (погибла), актер Г.Тарло (погиб), арестован Я.Либерта, корифея еврейской сцены (к счастью пожилого актера выпустили через несколько месяцев, чего почти никогда не бывало), а также немецкого актера-антифашиста А.Гранаха, который в свое время выехал из Германии в знак протеста против гитлеризма. Актера спасло вмешательство писателя Л.Фейхтвангера, признанного на государственном уравне "другом нашей страны".
В 1939г. еврейские театры Украины начали закрывать. В Киеве - сначала Еврейский театр кукол, в скором времени и еврейский ТЮЗ, что неопровержимо свидетельствовало о новых тенденциях в сфере национальной политики относительно евреев. В 1940 г. "из-за того, что сеть еврейских театров сильно сократилась и потребность в кадрах актеров для еврейских театров снизилась". Управление в делах искусства решило, что сохранять еврейский отдел в Киевском театральном институте "есть нецелесообразным". Таким образом, предшествуя будущей ликвидации еврейского театра в Украине, было прервано театральное образование, без которого невозможно дальнейшее развитие национальной культуры.
В 1939 г. на присоединенных западных землях были созданы ГОСЕТы во Львове (худ.рук. И.Каминская) и Черновцах.
Репертуарная политика в конце 30-х гг. обозначена обращением к национальному классическому наследству. В Одесскому ГОСЕТе состоялась премьера "Тевье-молочника" (реж.Э.Лейтер, Тевье- В.Шварцер); первой работой М.Гольдблата на сцене Киевского ГОСЕТа, который возглавил в 1939 г. художественное руководство театром, был спектакль "Бар-Кохба" С.Галкина. Спектакль удачно продемонстрировал ансамблевые качества коллектива. С именем М.Гольдблата связано немало интересных постановок, творческих успехов театра.
Во время Великой Отечественной войны Киевский и Одесский ГОСЕТы были эвакуированы в Среднюю Азию, где играли преимущественно на русском языке. В 1944 г. Киевский ГОСЕТ по постановлению правительства реэвакуировался в Киев, где состоялась премьера спектакля "Их лэб!" ("Я живу!") М.Пинчевского (реж.Г.Гольдблат). Спектакль, который рассказал о героизме и мужестве еврейского народа во времена войны, высоко оценила столичная критика и театральной труппе была объявлена правительственная благодарность за работу над спектаклем. Тем не менее уже в 1946 г. в адрес все того же спектакля прозвучали неодобрительные замечания относительно ее "национальной ограниченности" и вскоре спектакль было выведено из репертуара.
В 1945 г. торжественно отмечалась 20 годовщина Всеукраинского киевского ГОСЕТа, тогда же театру было присвоено имя Шолом-Алейхема. Поскольку строение театра была разрушено, его временно перевели в Черновцы. А в скором времени решение о возвращении в перспективе Киевского ГОСЕТа в родной город, было вообще упразднено. Некоторые актеры Харьковского и Одесского ГОСЕТов работали в составе труппы Черновицкого ГОСЕТа. Среди наилучших послевоенных постановок Всеукраинского черновицкого ГОСЕТа были спектакли "Тевье драл милхикер" ("Тевье-молочник", реж.Г.Гольдблат), "Ди Кишефмахерн" ("Волшебница" по А.Гольдфадену, реж.Г.Гольдблат), "Скряга" по Мольеру (реж.Б.Норд, Гарпагон - А.Нугер), "Блондзенде штерн" ("Блуждающие звезды" по Шолом-Алейхему, реж. Г.Гольдблат), "Гершеле Острополер" М.Гершензона (реж. и исполнитель главной роли А.Нугер) и др.
В 1949 г. экономическое состояние театра резко усложнилось - ему было отказано в выделении государственной дотации. Еврейский театр был обречен на постепенное угасание. Администрация театра старалась спасти его. Пишутся письма Н.Хрущову и к другим инстанциям с просьбой перевести театр в Киев, тем не менее ходатайства остаются без ответов. Черновицкий ГОСЕТ ставит новые спектакли, из всех сил стремясь заинтересовать публику (именно в этот период усилилась эмиграция евреев Буковины в Румынию). В частности, если в течение 1948 г. было поставлено лишь 7 спектаклей, то в 1949 г. в театре состоялось 13 премьер. И даже при таких невероятных для нормального существования театра темпов, творческому коллективу удавалось осуществлять высокохудожественные спектакли. Репертуар Черновицкого ГОСЕТа этого периода почти не отличался от других советских театров ("Московский характер" А.Софронова, "Не от мира сего" К.Финна, "Фатальное наследство" Л.Шейнина, "Я хочу домой" С.Михалкова и др.) и состоял из пьес, в которых в особенности ощутимый налет времени; национальная драматургия в сезоне 1949 г. была представлена лишь спектаклями "Йоселе" по Я.Динезону и "200 000" Шолом-Алейхема, а также спектаклем по пьесе советского драматурга А.Губермана "Кедай цу лебн" ("Следует жить"). В конце сезона состоялась премьера азербайджанской музыкальной комедии "Аршин-мал-алан" У.Гаджибекова. Спектакль шел на русском языке.
На фоне преследований в 1950 г. были закрыты все еврейские театры СССР. Последним спектаклем Всеукраинского ГОСЕТа, премьера которого состоялась в январе 1950 г. был "Свободный ветер" И.Дунаевского (реж.Э.Лойтер). В феврале 1950 г. театр был закрыт.
Единым еврейским театральным коллективом, который работал в Украине с 1950 до конца 70-х гг. был концертный ансамбль Сиди Тал, который начал свою деятельность при Черновицкой филармонии с 1945 г. Концертные программы Сиди Тал репрезентовали театр маленьких форм. На концертах исполнялись разно жанровые номера: отрывки из произведений классиков еврейской литературы, монологи, комические и драматические сцены, скетчи, а также произведения, посвященные Катастрофе.
Еврейская тематика на украинской сцене послевоенного времени к началу перестройки отсутствовала практически. Известно об опыте обращения 1985 г. в Одесском театре им.Октябрской революции к пьесе Г.Плоткина по произведению Шолом-Алейхема "Тевье-молочник" (реж.И.Равицкий). Выдающимся событием в истории украинского театра стала постановка спектакля "Тевье-Тевель" Г.Горина по Шолом-Алейхему (реж.С.Данченко) в украинском театре им.И.Франка (Киев) 1990 г. Сценографичное решение художника Д.Лидера определило философское звучание спектакля, который поднимается на высокий уровень обобщений, а роль Тевье - одна из лучших в творческом заделе известного украинского актера Б.Ступки.
|