ВВЕДЕНИЕ

Собиратели еврейского фольклора

    Записывать музыкальный фольклор евреев стали в XVI веке. Первой публикацией был, вероятно, "Еврейский танец" X. Нойзидлера (1544). Сборник народной музыки общин Западной Европы составлен Айзиком Валихом в 1593. Широкая деятельность по собиранию и изучению фольклора развернулась только в ХІХ веке: украинец Степан Карпенко одним из первых опубликовал мелодии трех еврейских народных танцев в своем сборнике "115 песен и танцев" (1864). В 1887 Цви Нисан Голомб (1853-?) издал в Вильне сборник 12 еврейских пьес для фортепиано под названием "Кол Иехуда" ("Голос Иехуды). В 1900 году издал книгу собственных сочинений в народном стиле "Идише фолкслидер" ("Еврейские народные песни") М. Варшавский: большинство этих песен действительно стали народными. В 1912 году опубликовал свою коллекцию народных мелодий часовщик из Варшавы Иехуда Лейб Кахан. В 1901 году в Петербурге выпущен сборник текстов Ш. Гинзбурга и П. Марека "Еврейские народные песни в России". С конца ХІХ века изучением, обработкой и пропагандой еврейской народной музыки занялся И. (Ю.) Энгель. В 1900 на заседании Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве он сделал совместно с П. Мареком доклад с прослушиванием фольклорных записей и обработок, а в 1909-1912 годах были изданы в Москве "Еврейские народные песни в музыкальной обработке Ю. Энгеля": 3-й выпуск этой серии. "Еврейские народные песни для фортепиано" был издан в 1930 году, после смерти автора. В 1908-1924 годах сбором и пропагандой фольклора занималось 0бществово еврейской народной музыки. Собирателями и исследователями еврейского фольклора Белоруссии и Украины были С. Ан-ский, выпустивший в 1927 году "Музыкальные записки", Шмуэль Леман (1886-1941), Аврахам Моше Бернштейн (1866-1932), Зусман Кисельгоф (1876-1939), Менахем Кипнис. Автором множества песен, ставших народными, был краковский плотник М. Гебиртиг (сборник "Фолкстим-лех" - "В народном духе", 1920; "Майне лидер" - "Мои песни", 1936, и другие).
    Наиболее значительный вклад в изучение народной музыки евреев Восточной Европы принадлежит М. Береговскому. За 20 лет с 1927 по 1948 год он собрал около 1500 фонографических и нотных записей музыкального фольклора Украины, Белоруссии, Литвы, Буковины. Творчеству клезмеров он посвятил исследования: "Еврейский музыкальный фольклор" (из пяти подготовленных к печати томов вышел лишь 1-й в 1934 году), "Еврейские народные песни" (совместно с И. Фефером в 1938 году; 2-е издание в 1962 году), "Идише инструментале фолкмузик" ("Еврейская инструментальная народная музыка", Киев, 1937; опубл. М., 1987) и "Идише клезмер, зейер шафн ун штейгер" ("Еврейские клезмеры, их творчество и быт"; альманах "Советиш", №12, М., 1941). Обстоятельную книгу "Ха-клезмерим" ("Клезмеры", Иерусалим, 1959) написал И. Стучевский. Израильский музыкальный деятель М. Бик (1899-1979) записал и опубликовал много произведений клезмеров. Их творчеству посвящена вторая глава исследования И. Ривкинда (1895-1968) "Толдот ха-омманут ха-'амами" ("История народного искусства", Иерусалим, 1960). Богатейшая коллекция образцов музыкального фольклора была собрана в *ИВО (ок. 70 тыс. единиц): часть этого фонда вывезена в США: оставшиеся в Вильнюсе материалы были уничтожены нацистами. Книга "Сокровищница еврейской народной песни" (1950) и "История еврейской народной песни" (1963) изданы канадской исследовательницей Рут Левин.

Предлагаем Вашему вниманию "Вступление" к книге Моисея Береговского "Еврейская народная инструментальная музыка".

  Далее