ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ МУЗЫКИ
Несмотря на то, что большинство клезмеров не знали нотной грамоты и не записывали произведений, которые, как правило, сами сочиняли или импровизировали, их музыка с годами фольклоризировалась, а имена клезмеров (порой полулегендарных) вошли в историю еврейской музыки как имена творцов народного искусства.
Так, скрипач Иосиф (Иосэлэ) Друкер из Бердичева, прозванный Стемпеню (1822-1879), был прославленным представителем большой семьи клезмеров: его отец Шолем Берл (1798-1876), был кларнетистом, дед Шмузль - трубачом, прадед Файвиш - цимбалистом, прапрадед Эфраим - флейтистом. В юности Иосэлэ недолго учился у скрипача из Киева. Он с детства играл в организованном его отцом оркестре, которым впоследствии руководил сам. После его смерти оркестром стал руководить его зять, скрипач Вольф Чернявский (1841-1930).
Авраам-Мойше Холоденко из Бердичева, прозванный Педоцур (1828-1902), известен как скрипач-виртуоз; он был одним из немногих клезмеров, знавших нотную грамоту, благодаря чему установлено авторство ряда его сочинений, в том числе, популярной поныне "Люли" ("Колыбельная"). В течение многих лет он руководил лучшей клезмерской капеллой в Бердичеве. Среди других известных клезмеров были Исраэль Моше Рабинович из Фастова (1807 или 1810-1900), Fврахам Ицхак Березовский из Смелы (1844-1888), Иехиэль Гозман (или Гойзман), прозванный Алтер из Чуднова (1846-1913). Как клезмер начинал свою музыкальную деятельность, пользовавшийся европейской известностью М.-И. Гузиков, так и не освоивший нотной грамоты.
В Иерусалиме на свадьбах и в дни Симхат-Тора в 50-60-х годах прошлого века играли Хаим Файфер (т.е. флейтист) Черновицер (видимо, выходец из города Черновцы), Моше Пойкер (барабанщик), Хаим Шиши-Кларнетист и его два сына барабанщика. По предписанию некоторых раввинов в пределах стен Старого города в Иерусалиме не разрешалось играть, а лишь "барабанить".
Немало клезмеров, овладев нотной грамотой, стали играть в оркестрах (чаще всего - еврейских театров). Порой их дети и внуки, получив образование, становились солистами, дирижерами и композиторами. Из семей клезмеров вышли некоторые всемирно известные музыканты: композитор М. Гнесин был внуком клезмера и бадхана; скрипач М. Эльман приходился племянником скрипачу-клезмеру Каплану из Голованевска; виолончелист Э. Файерман (1902-1942) рос в г. Коломыя в семье клезмера; в клезмерской "капелле" Я. Звена из Вильны, ученика и последователя Гузикова, играл отец и первый учитель Я. Хейфеца; сын клезмера из Львова Х. Вольфсталя (1853-1924) Бронислав (1883-1944) учился у отца, затем в Вене, Лейпциге и Берлине и стал дирижером и пианистом; П. Столярский, основатель одесской школы скрипичного искусства, был сыном клезмера и в начале своей музыкальной карьеры играл в "капелле"; И. Стучевский, израильский композитор, виолончелист и музыкальный писатель, был сыном руководителя клезмерской "капеллы" в Ромнах.
Среди многих клезмеров, погибших в годы 2-й мировой войны в гитлеровских лагерях смерти, наиболее известными были Саша и Меир Ступель из Вильны (лагерь Дахау), братья Таубе из Лодзи, братья Кош и Оскар Шац из Львова, Миша Шабтай из Слонима.
Образы и романтизированные биографии клезмеров запечатлены в художественной литературе: героями рассказов Менделе-Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема и И. Л. Переца стали Стемпеню и Педоцур. Перу И. Друкера принадлежат романы "Клезмер" (о П. Столярском) и "М. И. Гузиков".
Интонация и элементы клезмерской музыки претворены в оркестровой сюите "Еврейский оркестр на балу у Городничего" (1929) М. Гнесина, фортепианном трио "Клезмерская свадебная музыка" (1955) И. Стучевского, в концертной фантазии для скрипки с оркестром "Стемпеню" С. Сендерея (1905-1967) и других. Мотивы музыки клезмеров использовал С. Прокофьев в "Увертюре на еврейские темы" (1919).
Традиции клезмерской музыки, почти исчезнувшие в Европе, приобрели известную популярность в США в период между двумя мировыми войнами (так называемые теркише - турецкие - и булгар - болгарские - музыканты). В Израиле клезмерская музыка получила название ниггуней Мерон (мелодии горы Мерон) из-за своей связи с традиционным паломничеством к могиле Шим'она бар Иохая в Лаг ба-'0мер. Эти мелодии отличались от обычного хасидского репертуара влиянием музыкального фольклора нееврейского населения Эрец-Исраэль (арабов, друзов, турок).