ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ МУЗЫКИ
Искусство музыкантов-инструменталистов - клезмеров - стало своеобразной ветвью фольклора средне- и восточноевропейского, ашкеназского, еврейства и вошло в историю как вид светского (в отличие от хасидского) творчества. Название "КЛЕЗМЕРЫ" произошло от ивритского
- кли-земер - "музыкальный инструмент". В дальнейшем еврейские народные музыканты стали называться клезмерами. Бродячие ансамбли талантливых импровизаторов - "капеллы" выступали на свадьбах, праздничных гуляньях, ярмарках, нередко приглашались и на балы. Их искусство - яркий образец светского еврейского музыкального творчества: ему свойственны разнообразие жанров, экспрессивная манера исполнения, часто - блистательная импровизационность.
Бытовая и обрядовая еврейская музыка включает жанры танцевальных мелодий, баллад, скорбных плачей, застольных и свадебных, а также (с ХІХ века) рабочих и рекрутских песен. Пением и игрой сопровождались народные театральные представления Пурим-шпили. Хасидские мелодии сыграли большую роль в формировании народной музыки ашкеназских евреев.
В средние века в Европе возник самобытный жанр музыкально-театрального действа - пуримшпиль на основе сюжета и образов книги Эстер. Пуримшпили разыгрывались при участии актеров в характерных масках и музыкантов: игровые импровизационные элементы сочетались с обрядовыми песенками, драматическими сценами. Первоначально исполнителями были ученики иешив, позднее - любители из среды бедноты, ремесленников и торговцев. В Восточной Европе была популярна также традиционная музыкальная игра фрейлехс (идиш 'веселье'), исполнявшаяся на свадьбах и состоявшая из вокально-инструментальных номеров и плясок, перемежавшихся разговорными репризами, ее мелодии представляют собой своеобразный сплав песенности и танцевальности.
Клезмеры играли чаще всего в бродячих ансамблях ("капеллах") из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, балах, праздничных гуляньях, ярмарках. Ведущий инструмент (скрипку, реже - какой-либо иной) в различных сочетаниях дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками. По некоторым сведениям клезмерами впервые стали называть в XIV - XV веках в еврейских общинах Германии и соседних стран. Известно, что в Польше XVI века клезмеров не принимали в цехи музыкантов-христиан, а в XVII веке клезмеры Праги образовали свою гильдию: они сопровождали торжества (вне синагоги) в дни Симхат-Тора и Пурим, а также шествия несущих новый свиток Торы в синагогу. Привлечение клезмеров к участию в придворных церемониалах (Прага, 1678, 1716, 1741; Франкфурт-на-Майне, 1716) вызывало враждебность музыкантов-христиан, и пражские клезмеры, например, еще в 1651 году были вынуждены добиваться у властей подтверждения привилегий, данных им в 1640 году.
В различных сохранившихся нотных записях клезмерских танцевальных мелодий XVI-XVIII веков наряду с явным влиянием музыки барокко имеются музыкальные обороты (идиомы), характерные для еврейских напевов. По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в Западной и Центральной Европе центр творчества клезмеров перемещается в Восточную Европу. Искусство клезмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии в конце XVIII - первой половине ХХ веков.
Подобно другим видам еврейского музыкального творчества, творчество клезмеров испытало влияние фольклора (а порой и профессионального искусства) народов, живших по соседству с евреями, - немцев, украинцев, поляков, румын (мелодические обороты румынской народной музыки особенно характерны для клезмерского искусства) и т.д., создавая своеобразное и самобытное искусство. Исполнительская практика и условия деятельности клезмеров определили жанры и формы, а также стиль и манеру музицирования. Выкристаллизовались жанры, соответствующие различным торжественным событиям, в частности, этапам церемоний помолвки и бракосочетания: "Гас-нигн" ("Уличный напев"), "Зайт гезунт" (буквально "Будьте здоровы") и "Добранич" (с украинского "Доброй ночи") - при встрече и проводах гостей; "Мазл-тов" ("Счастья вам") - после помолвки (тнаим - сговор), а также после хуппы; перед хуппой - "Базецн ди кале" ("Усаживание невесты"); во время свадебной трапезы - "Тиш-нигн" ("Застольный напев"), "Мехутоним-танц" ("Танец сватов"), "Бройгез-танц" ("Танец обиды") и "Шолем-танц" ("Танец примирения"), отражавшие возможные взаимоотношения породнившихся семей. Среди других свадебных танцев - "Шер" ("Ножницы"), "Бейгеле" ("Бублик"), "Фрейлехс" ("Веселое"), "Хосид" ("Хасид") и другие. Особые мелодии, обычно исполнявшиеся солистом-скрипачом или кларнетистом, предназначались на случай, если невеста или жених были сиротами. Различным был также репертуар для богатых, среднего достатка и бедных свадеб и других торжеств.
Клезмерам была присуща экспрессивная манера игры, неожиданные ускорения или замедления темпа, внезапные импровизированные вставки в мелодию, что повышало эмоциональное воздействие их музыки, которая (подобно языку идиш) представляла собой своеобразный музыкальный диалект, понятный и близкий слушателям.