подписаться на новости Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
История
Разделы

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ МУЗЫКИ
     Хасидизм и клезмерская музыка


     По сравнению с западноевропейским восточноевропейское еврейство жило в условиях гораздо более замкнутых и ограниченных. Глубокое влияние на музыку евреев Восточной Европы, а впоследствии на музыку других общин, а также на музыку современного Израиля оказал хасидизм - религиозно-мистическое движение, возникшее в 1730-х годах на Украине и распространившееся в России, Польше и Австро-Венгрии. Хасидизм призывал верующих к активной жизни в противовес аскетизму, царившему в религиозной жизни и быту. Одухотворенная молитва, сопровождаемая пением, заняла главенствующее место в каждодневной жизни хасидов. Важной частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальную музыку или пение. Поскольку хасиды танцевали чаще всего в субботу и праздники, когда игра на инструментах была запрещена, выработалась особая "инструментальная" манера пения: мелодия звучала при повторении междометий, имитирующих звучание ударных инструментов: "тара-тири-дам", "бам-бада-ям", "ярл-дири-дам" и т. п. Характерные особенности хасидских мелодий - симметричность и повторность мотивов, синкопированный ритм, нисходящее поступенное движение мелодии.
     Кроме танцев, хасидская музыка породила и культивировала жанр песни без слов, так называемый ниггун. Это обычно строгая, подчас суровая мелодия, отражающая страдания народа в диаспоре, но всегда пронизанная своеобразным еврейским оптимизмом. Авторство некоторых ниггуним приписывается основателю хасидизма Исраэлю бен Эли'эзеру Ба'ал-Шем-Тову, других - Шнеуру Залману из Ляд, родоначальнику династии цаддиков Шнеерсонов и направления Хабад в хасидизме. Авторами песенных мелодий и ниггуним были и такие выдающиеся цаддики, как Иехиэль Михл из Злочева, Леви Ицхак бен Меир из Бердичева, Нахман из Брацлава и другие. Некоторые мелодии сочиняли хасиды - профессиональные хаззаны: самым знаменитым из них был Иосеф Талнер (он же Иосеф Волынец, 1838-1919), "придворный" певец цаддика в местечке Тальное Киевской губернии.
     Музыка и танцы хасидов заимствовали немало особенностей крестьянского фольклора украинцев, румын, поляков, венгров: но результатом было искусство глубоко национального еврейского характера.
     Клезмеры широко пользовались целыми темами или характерными мелодическими оборотами из хасидских ниггунов для создания инструментальных произведений. В настоящее время ниггуны стали полноправной частью клезмерской музыки.

 


web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by