 |
ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ ЛЕОНИДА СОНЦА СОСТОЯЛСЯ!
Полина Ачкинази,
руководитель Вокального Квартета "Ашкеназим",
Художественный руководитель Фестиваля.
Уже несколько десятилетий во всём мире происходит еврейское культурное возрождение. К концу 20 века евреи пришли с весомым багажом: университеты иудаики и традиции, еврейские театры, крупные интернет-сайты, международные фестивали еврейской музыки, научно-исследовательские центры, центры еврейского образования, издательства еврейской литературы и многое другое.
Еврейская культура стала популярна и среди нееврейского окружения. Клезмерских музыкантов, как и века назад, стали снова приглашать на польские, армянские, немецкие, русские свадьбы. В лондонском университете преподаётся курс клезмерской музыки. Эстрадные певцы запели "Хава нагила"...
Россия в силу политических особенностей многие годы оставалась в стороне от процесса еврейского культурного возрождения. О евреях заговорили свободно в 90-е годы 20 века. Сейчас мы потихоньку догоняем весь остальной еврейский мир, начав с нуля: за годы советской власти российские евреи полностью забыли идиш и иврит, праздники и обычаи, танцы и песни. Тем не менее, теперь и у нас есть еврейские общины, газеты, интернет-сайты, образовательные центры, фестивали, телепрограммы и многое другое.
Всероссийский Фестиваль Еврейской Культуры им. Ю. Плинера в Казани (Татарстан) как зеркало отразил в себе современные тенденции российского еврейства. Первый Фестиваль прошёл в 2001 году, второй - в 2002-м. Организаторы планируют продолжить свой удачный опыт и сделать его ежегодным.
В апреле 2002 года на Фестиваль в Казани собралось более 150 музыкантов и танцоров из 26 городов России и Украины. Заметим, желающих приехать на Фестиваль было ровно вдвое больше! Плюс к этому - казанские участники, которых в общей сложности набралось около 70 человек: музыкальные ансамбли, танцевальные коллективы, солисты, организаторы. Фестиваль продолжался четыре дня. За это время фестивальные концерты посетили примерно 2000 казанцев. Специально на открытие Фестиваля приезжали делегации по 20-30 человек из Йошкар-Олы, Чебоксар, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода (финансовая и организационная поддержка Еврейского Агентства в России).
Если учесть освещение фестиваля в средствах массовой информации, то аудитория этого мероприятия составила достаточно весомое число, объявлять которое мы не берёмся. В этом году в Казань приезжали с концертами артисты из ближнего и дальнего зарубежья. И вполне естественно желание Оргкомитета следующий Фестиваль сделать международным.
Фестиваль проходил сразу в двух местах. Вечерние концерты звёзд еврейской и нееврейской сцены, открытые для широкой публики, проводились в помещении Татарского Драматического Театра им. К. Тинчурина. Другая, не менее важная часть Фестиваля - это конкурс, который проходил в специально арендованном пансионате. И здесь кипели страсти - каждый конкурсант пытался показать максимум своих возможностей.
Конкурс Исполнителей Еврейской музыки и танца им. Л. Сонца - это особое завоевание казанского Фестиваля. Проводя конкурс и предоставляя конкурсантам (многие из которых только начинают знакомство с еврейским искусством) возможность посетить концерты профессионалов, Оргкомитет преследовал прежде всего просветительские цели. По той же причине в программу Фестиваля в этом году были включены ещё и мастер-классы по танцу, клезмерской музыке и песне.
Фестиваль носит имя Юрия Плинера, конкурс - Леонида Сонца. История этого соседства уже успела превратиться в легенду. Оба родились 15 февраля. И Сонц, и Плинер начали свою продуктивную деятельность на благо еврейского сообщества в конце 80-х - начале 90-х годов, когда таких энтузиастов по всей России были единицы. Оба сыграли важнейшую роль в становлении и развитии казанской еврейской общины, оба многое делали во всероссийском масштабе. Юрий Плинер был бизнесменом, Леонид Сонц - скрипачом. Они были друзьями и соратниками.
Леонид Сонц был одним из основных организаторов Первого Всероссийского Фестиваля Еврейской Культуры в Казани (май 2001). Он с готовностью встретил идею посвятить это начинание памяти своего единомышленника, ушедшего из жизни в 2000 году. Когда в ноябре 2001 года не стало Леонида Сонца, было решено дать его имя конкурсу еврейских исполнителей.
Имя Леонида Сонца в названии Конкурса - это не только память. Это и идея. Леонид Сонц был едва ли не первым и ярчайшим представителем возрождающихся в России клезмеров. До него у нас мало кто знал даже само слово "клезмер", и почти никто не слышал живую еврейскую музыку с российской сцены. Он объездил СНГ со своим главным детищем - ансамблем "Симха", он проводил мастер-классы по клезмерской скрипке, делился репертуаром, рассказывал о традициях клезмерского искусства, занимался языком идиш со своими учениками.
В целом культура европейских евреев, более конкретно - клезмерские традиции и идиш - это основное направление нашего Фестиваля. Мы пропагандируем среди наших евреев именно ту традицию, в которой жили и творили наши предки - ашкенази.
Конкурс очень выпукло продемонстрировал недостаточный уровень знания конкурсантами стиля и языка искусства европейских евреев. Это одна сторона конкурса. Вторая, внушающая оптимизм - это неутолимая жажда начинающих еврейских танцоров, инструменталистов и певцов к освоению традиций и творчеству.
Одно из направлений, по которому продвигается у нас еврейская музыка - так называемое классическое. Музыканты, имеющие профессиональное образование, исполняют еврейский репертуар в привычной для них академической манере.
Яркий пример - инструментальный ансамбль "Атиква" из Пензы. Он состоит из профессиональных симфонических музыкантов, которые играют вместе 1992 года, что само по себе достойно уважения. Одна из основных особенностей клезмерской музыки - её "устность", настоящие клезмеры всё разучивали на слух. А музыканты "Атиквы" играли по нотам - аккуратно, даже с куражом, но без ритмической вариантности и орнаментации, в которых и есть вся соль клезмерского стиля.
На конкурс приехал замечательный вокальный квартет "Ключ" из Ростова-на-Дону. Очень красивые аранжировки, классически поставленные голоса, классический состав (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон). Одна из солисток квартета Ю. Гридина участвовала в конкурсе как сольная певица. Жюри не устояло перед утончённостью и профессионализмом этих солистов, перед пышностью голоса Ю. Гридиной, и оба номинанта получили премии. Хотя, конечно, цикл Шостаковича "Из еврейской народной поэзии" ближе им по стилю, чем действительно народные песни на идиш.
Среди членов жюри был Виктор Лензон, Заслуженный артист России, профессор Московской консерватории, основатель ансамбля еврейской музыки "Мицва". В. Лензон со своим ансамблем на более высоком уровне делает то же самое - исполняет еврейскую музыку в виртуозной классической манере. Иногда его кларнетист или скрипач использует какой-нибудь "крехц" (инструментальный клезмерский приём - "вздох"), но в целом эта музыка всё же остаётся академической, нотной и далека от народной традиции.
В случае с так называемым классическим направлением есть один критерий: попробуйте на место одного такого музыканта поставить другого, тоже с консерваторским образованием, тоже из симфонического оркестра и дать ему те же ноты. Если в результате будет звучать та же музыка - значит, это не клезмерская музыка.
Ещё одно направление, очень популярное среди начинающих еврейских музыкантов - еврейская эстрада. Это последователи сестёр Берри и других эстрадных исполнителей, совмещающие еврейский репертуар с элементами рока, джаза, популярной музыки. Направление, вполне достойное уважения. Вспомним лучшее, что есть в стиле "еврейского рока" - американский "Клезматикс", очень авторитетный ансамбль для российских еврейских музыкантов, очень яркий и доступный, с необходимым современному уху ритмом, драйвом. Казалось бы, в понятии "еврейская эстрада" смешиваются разные стили, но на самом деле так оно в России и происходит.
Ансамбль "Руах" из Волжска использует две электрогитары, играет "Хава нагила" и "Семь сорок". Подающий надежды дуэт из Набережных Челнов тоже, к сожалению, не имеет пока большого народного репертуара. Этим музыкантам нравится заниматься эстрадой. Они подходят к еврейской музыке с наиболее приятной и знакомой для них стороны, что само по себе замечательно. Но репертуара, как и другой информации, катастрофически не хватает в общинах, особенно в так называемых малых городах.
Очень порадовал вокальный коллектив "Мэйдл" из Нижнего Тагила. Артистичные молодые девушки, очень чистое, яркое эстрадное пение, модные костюмы. "Мэйдл" стал лауреатом Конкурса им. Л. Сонца.
Многие танцевальные ансамбли тоже увлечены эстрадой: используют современную израильскую музыку, пластику эстрадного танца. Стилистика еврейского танца - ещё большая проблема, чем проблемы музыкальные. Еврейский танец - гораздо менее целостное явление, чем еврейская музыка, поэтому и менее знакомое нашим артистам.
Среди еврейских музыкантов удивительным образом иногда встречаются истинно народные исполнители. В основном, это люди без музыкального образования. Они поют и играют для себя. Они помнят идиш, песни знают от бабушек или со старых пластинок. Создаётся впечатление, что годы советской власти никак не сказались на их еврейском самоощущении. Этих людей очень мало, ещё меньше молодых людей и детей, которые бы учились у них.
Среди таких по-настоящему народных исполнителей был певец из Великого Новгорода Григорий Равинский (его концертмейстер и единомышленник - Г. Маянова). Со всей непосредственностью он запел на конкурсе гимн Израиля, чем заставил жюри и других слушателей встать!
Знаковым для конкурса было выступление Лидии Серновой из Саратова. Песни на идиш она помнит и поёт с детства, выучивала их по слуху с пластинок и от бабушек - со всеми языковыми тонкостями. Жюри отметило выступление этих мастеров поощрительными дипломами. Ведь такое исполнение - это живое дыхание народной песенной традиции. А в пропаганде традиций - суть Фестиваля.
Нас поразил 15-летний Лев Зильберман из Челябинска. Его привезла мама, которая знает много песен на идиш, знает язык: она блестяще выступала на мастер-классе. В исполнении Лёвы чувствуется тонкое и уверенное понимание языка, а народная манера пения ему, видимо, передалась по наследству. Солистке Марии Цейтлиной (Санкт-Петербург, лауреат Конкурса) тоже 15 лет. Её знание идиша просто образцовое: исполняя песню, Маша исходит из текста. Во многом это заслуга её педагога, энтузиастки идишской культуры Анастасии Сметаниной. Такие ребята дают ощутимую надежду на будущее еврейского фольклора.
Уровень Конкурса 2002 года заметно повысился по сравнению с уровнем 2001 года. Российское еврейство идёт семимильными шагами, и среди музыкантов есть настоящие самородки - ансамбли и солисты со своим собственным лицом. Это киевский инструментальный ансамбль "Нигуним", который казанская публика приветствовала овациями. Это и санкт-петербургский клезмерский ансамбль "Кле-Земер" под руководством знатока еврейской традиции Е. Хаздана.
Руководителю киевского ансамбля Игорю Каждану удалось найти неповторимый тембр для своего "Нигуним". Очень колоритно звучит флейта, придавая еврейским мелодиям изящество и восточный оттенок. Используется ударная установка, что стало типичным для клезмерских ансамблей последних лет. Однако, "Нигуним" вводит ещё и дополнительную перкуссию: целый набор шуршащих, стучащих, звенящих инструментов. Они не просто украшают ансамбль, но и становятся определяющим ярким звеном их стиля.
"Кле-Земер" из Санкт-Петербурга среди всех российских еврейских коллективов ближе всех подошёл к клезмерскому стилю. Сказалась многолетняя работа в этом направлении Евгения Хаздана, руководителя ансамбля. В составе "Кле-Земера" - молодые начинающие музыканты, они одновременно совершенствуют свой музыкальный профессионализм и осваивают клезмерский стиль со всеми его тонкостями и традициями.
Санкт-Петербург привёз на конкурс два клезмерских ансамбля, двух солисток и вокальный ансамбль. В отборочном туре петербуржцев участвовало ещё больше, и такое количество еврейских артистов в северной столице России закономерно. Успех киевского ансамбля - тоже явление не случайное. Вот уже несколько лет подряд при поддержке американского Фонда Развития Еврейских Общин в России и на Украине Санкт-Петербург и Киев проводят КлезФесты. Это семинары по обучению клезмерскому искусству, где музыканты со всего СНГ, а также гости из дальнего зарубежья собираются на несколько дней поделиться опытом и поучиться у настоящих звёзд еврейской сцены. Леонид Сонц регулярно проводил мастер-класс по скрипке на петербургских КлезФестах; многие из конкурсантов были его учениками. Конкурс в Казани даёт возможность студентам КлезФестов показать реальные результаты своего обучения.
Концертная программа Фестиваля Еврейской Культуры была разнообразной и во многом новой для казанского слушателя.
О клезмерской музыке в Казани всегда судили по ансамблю "Симха". Однако его основатель Леонид Сонц не раз подчёркивал своё стремление "осовременить" клезмерское звучание. Стиль "Симхи" можно определить как эстрадно-клезмерский. Это был яркий, демократичный стиль, в котором смешивались ресторанный кич и классическая утончённость, джазовые гармонии и цыганские интонации, - всё это на основе еврейской музыки. Состав инструментов "Симхи" тоже не совсем традиционный: помимо привычных скрипки, кларнета и менее привычных для клезмеров фортепиано и ударных тембр ансамбля формировала ещё и бас-гитара. Леониду Сонцу удалось создать неповторимое звучание, по которому "Симху" всегда будут узнавать с первых нот. Конечно, сольный концерт ансамбля составил весомую часть фестивальной программы.
В этом году на Фестиваль приехал действительно классический клезмерский коллектив - "Харьков Клезмер Бэнд" под управлением молодого талантливого скрипача Стаса Райко. Наверное, впервые казанская публика услышала рафинированную клезмерскую манеру и репертуар. Музыканты из Харькова подробно и тщательно занимаются клезмерским стилем, за их плечами семинары и фестивали, выступления в России, на Украине, в Венгрии, Великобритании, Швейцарии. Во время сольного концерта С. Райко рассказывал о еврейской свадьбе и её музыкальных жанрах. Случилось закономерное - публика танцевала на их концерте! Ведь клезмерская музыка как раз и предназначена для танцев!
Еврейская песня в фестивальной программе была представлена очень широко. Израильскому Еврейскому Агентству удалось привезти в Казань звезду израильской сцены Гали Атари. Десять лет назад, когда в Россию стали проникать первые записи с Земли Обетованной, мы знали именно те песни, которые привезла нам Гали Атари. Эта очень приятная современная музыка с красивыми текстами на иврите оказалась близкой и еврейскому, и нееврейскому слушателю.
Казанский вокальный квартет "Ашкеназим" выступил с сольной программой "Еврейская улица". Стиль квартета - совсем другая еврейская песня. Основу репертуара ансамбля составляют обработки для квартета a cappella, реверанс классике. Но "Ашкеназим" сознательно ориентируется на идиш и на народную манеру исполнения со всеми свойственными ей вздохами, выкриками, преувеличениями и театральностью. Половина композиций, исполненных ансамблем в концерте - фольклор конца 19 - начала 20 веков. Руководитель ансамбля Полина Ачкинази написала музыку к остальным песням, но стилизовала её также под фольклор. Программа "Еврейская улица" стала шагом к новому имиджу ансамбля, шагом к театру. Это не концерт с отдельными номерами и привычным конферансом, а цельный музыкальный рассказ с театральными элементами о евреях, живущих на одной улице. Сразу после Фестиваля Вокальный квартет "Ашкеназим" с успехом представил "Еврейскую улицу" в Нью-Йорке, дал серию концертов в штате Коннектикут.
Кроме названных артистов в концертной программе Фестиваля участвовали самарский клезмерский ансамбль "Алия", главный кантор Московской Хоральной Синагоги Борух Финкельштейн, московский гость иронический поэт Владимир Вишневский, ансамбль "Зайт гезунт" из Брянска, казанский танцевальный ансамбль "Исраэль" и другие.
Помимо Конкурса и концертов организаторам Фестиваля удалось включить в программу мастер-классы. В. Лензон (Москва) провёл занятие по истории и теории клезмерской музыки, С. Райко (Харьков) - практическое занятие по клезмерской скрипке, П. Ачкинази (Казань) занималась с конкурсантами еврейской песней, а Е. Осовская (Казань) - танцем.
Конечно, Фестиваль не предполагает серьёзной образовательной работы, но любое еврейское мероприятие в России требует сейчас дополнительной информации.
Любая песня на идиш требует перевода, название танца - исторической справки, как для аудитории, так и для самого исполнителя. Постепенно традицию осваивают еврейские артисты, вслед за ними - те, кто приходит на их концерты.
Второй Всероссийский Фестиваль Еврейской Культуры поддержало несколько организаций: Американский Распределительный Комитет "Джойнт", Российский Еврейский Конгресс, Еврейское Агентство в России, Фонд им. Ю. Плинера (татарстанские спонсоры) и, что особенно важно - Министерство Культуры Татарстана. Информационными спонсорами мероприятия выступили частные региональные телекомпании "Эфир", "Вариант", государственный телеканал "Татарстан", газета "Вечерняя Казань", интернет-сайт "Семь 40". Кроме того, дружескую помощь оргкомитету оказал Центр Еврейского Образования на Украине, который привлёк к участию в Фестивале украинских музыкантов.
Фестиваль действительно стал крупнейшим событием еврейской жизни СНГ. Культурное возрождение продолжается. 15-летний Лев Зильберман и его мама, уезжая с конкурса домой в Челябинск, написали нам: "Большое спасибо за праздник!!! Очень надеемся приехать сюда ещё и тогда уже обязательно победить в конкурсе. Мы теперь убеждены, что культура идиш, в которой жили наши бабушки и родители, не умрёт".
|
 |