![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
ПОЙТЕ НА ИДИШ! Михаил Френкель
Этой фразой мудрого ребе Нахмана из Брацлава я, возвратившись минувшей осенью с фестиваля "Клезфест в Украине-2001", начал материал об этом замечательном празднике еврейской музыки. Начал, а закончить решил на следующий день. Однако следующим днем было 11 сентября. И наступило время другой, "немузыкальной" публицистики... Почему же сегодня я вновь мысленно возвращаюсь к Клезфесту? Других более "серьезных" тем, что ли мало? Задавшего такой вопрос мог бы отослать к цитате брацлавского мудреца. Но скажу проще. Террор в переводе означает - страх. Главная задача террористов всех мастей - посеять среди нас страх, заставить перестать думать о чем-либо другом, кроме их кровавых дел. Мы же, назло им, помня о смерти, должны думать о жизни, которая еще впереди, иначе сложные времена не преодолеть.
Но самое главное они еще раз доказали, что клезмерство не просто музыка, а способ жизни. Еврейский способ.
"Клезмерская музыка органично вплеталась в традиционный жизненный уклад еврейского местечка черты оседлости, - пишет в своем интересном исследовании искусствовед Людмила Шолохова, - расцвечивая обязательную череду будней и праздников в богатые, сочные краски с оттенками различных душевных состояний. От умиротворенной колыбельной песни до возвышенной экстатической молитвы таков огромный диапазон "перевоплощения мелодии" в еврейском фольклоре. Узнаваемость интонаций лирической народной песни в напевах синагогальных, в оригинальных хасидских и клезмерских "нигуним", в музыке еврейской свадьбы свидетельствует о природной гибкости еврейской народной мелодии, о неисчерпаемой глубине ее внутреннего раскрытия, о древних ее корнях. О том, что отголоски величественных храмовых песнопений вошли в плоть традиционной еврейской музыки, писали многие авторитетные ученые. Поэтому и синагогальная, и светская мелодия часто имеют общее интонационное начало, которое по смыслу подобно очень глубокой внутренней связи, объединяющей религиозную и мирскую стороны в обыденной жизни. Действительно, жизнь человека в местечке неразрывно была связана с музыкой. С самого своего рождения ребенок попадал в мир мелодий и поэтических образов колыбельной песни, в которой уже были предсказаны, предначертаны события его будущего. Укладывая в монотонный ритм колыбельной самые светлые надежды на счастье малыша, мать пела о том идеале жизненного пути, правильность и единственность которого была овеяна традицией". Трудно не согласиться с этими мыслями. Самое, однако, замечательное в том, что клезмерская музыка сегодня как-то "вдруг" стала важнейшим элементом возрождения идишкайта - традиционной культуры европейского еврейства, которая как уже, Слава Богу, поняли и в Израиле, вовсе не противоречит ивритской. Видно уж так устроен еврей, что серьезное ему легче постигать через веселое. И о том, что нынешний значительный всплеск интереса к клезмерской музыке - отчетливый признак возрождения идишкайта, говорили на "Клезфесте" многие.
прадедушки приехали в Англию, для них очень важно было постараться стать не евреями, а англичанами. У некоторых, честно говоря, такие настроения до сих пор. Но вот, что поразительно, - интерес к еврейской культуре резко возрос как раз среди молодых. Они уже не боятся, что их еврейство помешает им быть "истинными" британцами. Их интерес к истории и культуре своего народа не подделен. Ну, а как люди молодые и жизнерадостные, лучше всего они постигают свой народ через его мелодию. Вот почему и я, работая с такими театрами как знаменитый шекспировский "Глобус", в то же время с удовольствием участвую в клезфестах.
Но ведь интерес к клезмерской музыке и еврейской культуре вообще резко возрос везде в мире. Даже там, где евреям не так просто живется. Я знаю, не все с этим согласятся, но мне кажется, что ныне идишистская культура притягивает многих сильнее потому, что она менее заидеологизированная, чем сионистская. Впрочем, я не претендую на звание оракула. Для меня гораздо важнее, что клезмерские мелодии сегодня звучат везде, где собираются евреи...
Как не умрет, добавим, искусство клезмеров. Но даже самый веселый праздник заканчивается, а проблемы остаются. Какие же они у Клезфеста и его организаторов - энтузиастов еврейской музыкальной культуры Яны и Бориса Яновер, вот уже два года подряд осуществляющих свою фестивальную мечту? Обсуждая с Яной и Борисом будущее Клезфеста, мы вместе пришли к мнению, что было бы хорошо продолжить праздник идишкайта гастролями лучших клезмеров и вокалистов в различных городах Украины и СНГ, где есть еврейские общины. Все это можно было бы творчески и организационно решить. Загвоздка в банальном, в "самом малом" - в финансах. Все это время главными спонсорами Клезфеста были Фонд развития еврейских общин в России и Украине (директор Мартин Хорвиц) и Институт "Открытого общества" Международного фонда "Возрождение" или проще "фонд Сороса". Правда, в минувшем году проезд ряда участников оплачивали местные еврейские организации. Но этого мало. Мало потому, что Клезфест уже сегодня не просто музыкальный фестиваль. Он - зримый островок возрождения еврейской культуры. У нашего народа действительно сложная и трагическая история. Поэтому не удивительно, что сегодня большие средства, выделяемые различными, в первую очередь международными организациями, идут на изучение страшных страниц исторического пути евреев. Это понятно, и это правильно. Но давайте не будем забывать, что наш народ выжил благодаря своему неистощимому оптимизму. Чтобы найти себе место в будущей жизни, нужно помнить не только плохое, но и хорошее. И именно хорошее преумножать. Тот, кто поможет в этом организаторам Клезфеста, поступит весьма благородно. И если эти слова будут услышаны, то мы еще не раз станем свидетелями праздника еврейской культуры под простым и ясным девизом: "Пойте на идиш! - это музыка, рожденная духом пророков".
|
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
web-master: |
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by |