проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
История
Разделы


     ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В РОССИИ

     Характеристика отдельных групп еврейских народных песен
     Советские песни :


    Это, в основном, песни, созданные в 20-30 гг. Песни о новой мирной жизни, о новом быте, о дружбе народов, об освобожденном социалистическом труде в городе и на селе. Совершенно новыми для еврейского фольклора явились песни о земледелии, о крестьянском быте. Еврейские земледельцы в СССР не знали тяжелого бремени прошлого, они предстают как свободные советские колхозники, с любовью воспевающие новые машины, которыми советская власть снабжает их.
     В популярной песне крымских колонистов "Когда едут в Севастополь" еврей-колонист с чувством гордости поет:

 

"Кто это говорит, что евреи
Могут только торговать,
Кушать жирный бульон
С клецками, но не быть
Рабочими людьми?!
Так могут говорить только
враги!
Евреи, плюньте им в лицо!
Поглядите на Джанкой!"

     Примечания
    1. См. "Еврейские народные песни в России", Ш. Гинзбург и П. Марек, Спб., 1901, изд. журнала "Восход".
   2. Л. Сабанеев. "Еврейская национальная школа в музыке", М., 1924.
    3. "Еврейский музыкальный фольклор", т.1, изд. "Музгиз", М., 1934, стр. 11.
    4. Изд-во "Советский композитор", М., 1962.
    5. Оригинал этого сборника хранится в Оксфордской библиотеке, а фотокопия с него находилась в архиве Кабинета еврейской культуры при АН УССР в Киеве.
    6. "Шпильманы" - народные певцы; "дураки" - скоморохи; "клезмеры" - музыканты; "пурим-шпилеры" - артисты народного театра.
    7. В 1883 г. вышла в Одессе книга его стихов "Скрипка", в 1884 г. там же вышла его книга "Еврейские песни".
    8. См. книгу Якова Гутковича "На каждый день всего года", изд-во "Идиш бух", Варшава, 1966.;
    8а. См. его "Еврейские народные песни", 1962, стр. 5
    9. Саул Гинзбург был одним из основателей и редакторов первой в России еврейской ежедневной газеты "Дер Фрайнд" и со редактор журнала "Пережиток".
    10. См. работу И.Л. Переца ''Еврейская жизнь в еврейской народной песне", напечатанную в журнале Шолом-Алейхема "Народная библиотека".
    11. Подробно о культурном наследии М.Я. Береговского см. статью автора в журнале "Советиш Геймланд", № 8 за 1968 г., а также статью В. Виноградова в том же журнале № 5 за 1963 г.
    12. Материалы личного архива М.Я. Береговского хранятся в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии.
    13. Сборник не опубликован. Часть материалов из указанного сборника напечатана в журн. "Советиш Геймланд" № 5 за 1970 г.
    14. Госизд-во "Дер Эмес", М., 1944, под ред. и с пред. И. Добрушина.
    15. Ш. Купершмидт родом из г. Белая Церковь Киевской обл., ум. в 1968 г.
    16. "Хедер" - еврейское начальное училище.
    17. Статья находится в архиве Ленинградского госуд. ин-та театра, музыки и кинематографии. Название статьи - "Этюды к изучению истории еврейского музыкального народного искусства" /на евр. языке/.
    18. См. М. Береговский, "Еврейские народные песни", изд. "Советский композитор", М., 1962, стр. 14.
    19. Следует отметить, что в древнееврейской литературе /на языке "иврит"/, напротив, любовная лирика была богато представлена такими высокохудожественными всемирно известными произведениями, как "Песня песней", поэзия Иегуды Галеви, Эммануила Гароми и др.
    20. "Тора" - учение; имеется в виду Ветхий завет. "Хупе" - балдахин, символ венчания.
    21. Хасид - благочестивый еврей. "Ребе" или "цадик" - святой чудотворец, духовный глава хасидов.
    22. Антихасидское движение опиралось, кроме того, на сопротивление верхушки еврейских общин - раввинов и ученых талмудистов, яростных противников хасидизма. Они называли себя "миснагдим" - противоборствующие.
    23. "Шмаровозником" в старину называли человека, который в базарные дни обходил крестьянские телеги и за мизерную плату смазывал дегтем оси телег и втулки колес. Профессия эта отнюдь не пользовалась почетом
    24. "Пшидупником" поляки называли сутенеров, содержателей притонов, жестоко эксплуатировавших уличных девушек.
    25. Шмерль Качергинский родился в 1908 г. Будучи в Виленском гетто, написал много песен. Вместе с партизанской группой он вырвался из гетто в Нароческие леса. В июле 1944 г. он вернулся в свой освобожденный город вместе с партизанским отрядом. Ш, Качергинский является автором двух сборников песен гетто, кроме упомянутого в тексте еще "Песни гетто и лагерей", Нью-Йорк, 1948.

 

     А.Я. Виньковецкий

 

    

web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by