ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ МУЗЫКИ
В послебиблейское время зародился и во 2-й половине 1 тысячелетия н. э. получил распространение музыкально-поэтический жанр, названный пиютом и представляющий собой чаще всего гимн религиозного характера. Совокупность пиютов, а также манеру их интерпретации называли пайтанут, а сочинителя - пайтан. Часто пайтаны были и исполнителями гимнов. Со временем вошло в традицию исполнять лишь первую фразу текста и многократно повторять ее; это повысило значение напева по сравнению с текстом. Имена пайтанов, к которым члены общины предъявляли все более высокие требования, стали широко известными за пределами этих общин. Наиболее знаменитыми из них были в IV-VII веках Иосе бен Иосе, Эл'азар Калир. Пиюты сочиняли выдающиеся писатели и ученые средневековья - Са'адия Гаон, Раши, Маймонид; известны 350 пиютов крупнейшего еврейского поэта Испании Иехуды ха-Леви.
Развитие синагогальной музыки потребовало появления на рубеже VIII-IX веков должности хаззана - певца, исполнителя (часто - импровизатора) новых и традиционных молитв, творимых устами одного и воссылаемых от имени всех присутствующих, всей общины, всего народа (отсюда и другое название хаззана - шелиах циббур - посланец общины, сокращенно шац). Он должен обладать достоинствами профессионального артиста (в европейских странах его называют также кантором) - хорошим голосом, дикцией, сценическим обаянием. Вот требования к кантору, перечисленные в Талмуде (Таанит, 16а): он должен быть ученым человеком, и музыка должна жить в нем; он должен быть также скромным, иметь приятную внешность и благозвучный голос, быть любим своей общиной и быть бедным, чтобы мольба в его устах звучала неподдельно. Должен уметь говорить проповеди, цитировать Писание и знать все молитвы на память. (Позднее в помощь кантору в синагоге назначали двух помощников (томхим или месайим), чтобы напоминали порядок молитв и их мелодию, потому что записывать литургическую музыку начали лишь в 17 веке. Мы и сегодня можем видеть этих помощников в синагоге рядом с кантором, а в длинной службе Судного дня они просто незаменимы.) С IX века укоренилась традиция официального вступления хаззана в должность; часто его обязанности передавались от отца к сыну. Хаззан-ученик обычно женился на дочери своего учителя или на дочери коллеги. Это привело к зарождению цеха (почти замкнутой касты) хаззанов. Система канторского пения (хаззанут, хаззания) развивалась по-разному в ашкеназской и сефардской общинах: различие сохранилось по сей день. Однако издавна для любой общины характерные черты такого пения - напряженная эмоциональность, пафос, богатство орнаментики, некоторая театральность интерпретации.
В рамках хаззанута выработались специфические черты исполнительского стиля и музыкального языка, основанные на своеобразной ладовой системе. За обрядами, порой за отдельными молитвами и другими текстами закрепился ряд ладо-мелодических моделей - аналоги арабских макамов. На их основе хаззан строит мелодию, импровизируя и видоизменяя ее по-своему. В разных общинах эти ладо-мелодические модели называют по-разному - штайгер, модус, густ, макам и т. д. Они иногда связаны с определенной молитвой и носят соответствующее название: например, "Ахава рабба" (или фрейгиш густ - разновидность фригийского лада). "Иштаббах" (разновидность натурального минора), "Адошем малах" (вариант миксолидийского лада), "Якум пуркан" (разновидность дорийского лада) и так далее. Однако по этим же моделям поются не только названные, но и другие молитвы и тексты. Некоторые лады пришли в еврейскую музыку из ирано-арабской культуры, иные - позднее (в диаспоре) - из других музыкальных культур: испанской, румынской, украинской, венгерской.
В молитвенных напевах, создававшихся хаззанами, постепенно проявлялись черты мелодики в современном значении этого слова. Одна из первых молитв, распетая хаззанами, - Амида (X в.). В дальнейшем музыкальной интерпретации подвергались и другие молитвы - Нишмат Кол Хай, Барух ше-амар, Кол Нидре (традиционная мелодия последней, принятая в ашкеназских общинах, - одна из наиболее величественных в еврейской литургии).