проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
История
Разделы


     ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В РОССИИ

     Характеристика отдельных групп еврейских народных песен
     Юмор и сатира. Хасидские и антихасидские песни.
     Еврейско-украинские песни :


    Песни этих групп близки между собой как по своему характеру, так и по мелодике. Условность группировки здесь очевидна; по существу, все эти песни можно было бы объединить в одну группу под названием "Юмор и сатира".
    Можно, однако, выделить в качестве особых подразделов песни, в которых поется про хасидского ребе и его "чудеса", а также разноязычные еврейско-украинские или, как их еще называют "макаронические" песни, текстуально резко отличающиеся от других.
     Общим для этой группы является добродушный юмор, обладающий всей красочностью старинного еврейского народного творчества. Песни светятся иронической улыбкой и насыщены жизнерадостностью, несмотря на нужду, в которой живут их авторы. Бедняк-еврей, у которого на шее жена и семеро ребят и все "богатство" которого - это одна коза за семь злотых, не грустит, он поет:

  "Чем беднее - тем веселее,
Ай,    да   что   я вас слушаю!
Чем   богаче   - тем   собаче,
Ай,   да   смеюсь я над вами!"


     Следует вкратце остановиться на истории и сущности хасидизма, чтобы получше разобраться и понять специфику хасидских мелодий и песен.
     Религиозно-мистическое движение, получившее название "хасидизм", возникло после трагических событий 1648-49 гг., когда в результате кровавых погромов, учиненных войсками Богдана Хмельницкого, были уничтожены многие еврейские общины на Украине, в Польше и Галиции, после горечи и разочарования, наступившего вслед за провалом лжемессианства Саббатая Цеви /1666-1678/. Народные массы искали утешения, веру в конечную победу сил добра над силами зла.
     Широкое развитие хасидизм получил в 30-х гг. ХVIII в. на Подолии, Волынщине, Галиции, откуда он вскоре распространился, в Литве, Белоруссии, Румынии и Венгрии. Широкие народные массы тянулись к хасидизму, который учил, что не всегда человек виноват перед Б-гом, наоборот, - часто Б-г виноват перед человеком. Это был протест против религиозной догмы, которая учила, что суд божий всегда справедлив. Благодаря учению хасидизма тяжелое бремя свалилось с плеч еврея-бедняка. Ибо если Б-г иногда бывает, виноват перед человеком, то служить ему надо не из-за страха, а из любви, с радостью, восторгом и восхищением, с пляской и пением! Не нужно всегда быть озабоченным и удрученным. Ведь Б-г - "отец милосердный", "сердечный и преданный". Самый простой и необразованный человек из народа, учили руководители хасидов, может через любовь к всевышнему подняться на самую высокую ступень! Любовь к человеку, говорили они, начинается с любви к природе, к ничтожной травинке. Все постигается через пение. Святая Тора - через пение, сам Б-г - через пение, еврейский народ избавится от своих бедствий через пение. "Кто не умеет петь, тот не может быть хасидом!" - учили руководители хасидов. И это способствовало созданию в те времена великого множества богатейших эмоциональных мелодий и напевов без слов. Хасидизм, в основном, был движением трудовых еврейских масс, бедняков-ремесленников, на которых бремя служения Б-гу и страх перед судом божьим давили сильнее, чем на богатых евреев, и в этом отношении хасидизм был в свое время прогрессивным явлением. В последующую эпоху, когда в хасидском движении начали развиваться отрицательные элементы, когда благодаря большому расширению круга его приверженцев и широкому притоку пожертвований и подарков со стороны среднего сословия и богачей, увеличилась финансовая база ребе и окружающих его заправил, что привело со временем к моральной деградации ряда руководителей хасидских общин и хасидских "дворов" начало развиваться, как острый протест против этого, антихасидское движение.
     Поборниками этого нового движения были приверженцы движения "Просветительства" /Гаскалы/, которое получило широкое развитие в 50-70-е гг. XIX в. В их среде и родились и получили широкое распространение сатирические антихасидские песни, в которых высмеиваются паразитический быт "цадиков", их стяжательство и жадность к деньгам, их "чудеса" и вера народа в эти "чудеса", а порою и эротическая распущенность заправил из ближайшего окружения ребе. В этих песнях нашли отражение влияние идей и настроений эпохи "просветительства". Авторами этих песен и их рьяными распространителями были литераторы, учителя, "бадхоним" /скоморохи/, народные певцы. Для увеличения силы воздействия этих песен они обычно строились на хасидских мелодиях. Соединение благочестивой мелодии с антихасидским текстом вызывало, благодаря контрасту, сильный комический эффект.
     Большой интерес представляют еврейско-украинские песни благодаря оригинальной игре слов и полного юмора соединения элементов, взятых из разных языков. Эти песни также созданы на базе синагогального мелоса. В них особенно сильно сказывается влияние мелоса окружающих народов. Украинские, румынские, валахские и молдаванские мелодии еврейские народные певцы перенимали и мастерски переписывали на свой собственный национальный манер.

 

web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by