проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
История
Разделы


     ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В РОССИИ

     Несколько замечаний об основных специфических особенностях еврейской народной песни

     

О некоторых свойствах мелодики :


    Как уже отмечалось ранее, еврейская народная песня /как, впрочем, и фольклорные песни других народов/ есть творчество широких трудящихся масс. Еврейский трудовой народ создал свой чрезвычайно богатый фольклор, в котором нашли отражение различные этапы его исторического прошлого.
     Еврейская народная песня старого периода создавалась в тяжелые годы царизма, когда еврейское население было зажато в пресловутой "черте оседлости", в мелких местечках, задыхаясь от бедности, бесправия и угнетения. Не в привольных степях и дремучих лесах родилась еврейская народная песня.
     В тесных улочках еврейской бедноты и мелких ремесленников, за верстаком сапожника, за швейной машиной портнихи, в темной каморке прислуги, у мерцающей свечки в синагоге и "хедере", - там родилась эта песня, повествующая простыми, сердечными словами о тяжелой жизни человека из народа, о бедности и безысходной судьбе, о тяжелой женской доле, о разрушенном семейном очаге, о потерянном счастье и любви .
    Весьма характерно, однако, что даже в этих песнях нередко отсутствует пессимистический фон. Песня живет надеждой на лучшее будущее, пронизана добродушной шуткой, веселым юмором, а часто и злой сатирой. Песня, как преданный друг, следовала за человеком с детства и до глубокой старости. Она помогала ему облегчить душу, забыть на время свое тяжелое положение, посмеяться над собственным горем.
     Мелодика еврейской народной песни впитала в себя все культурное наследие народа. Богатейший древний национальный мелос наложил свой отпечаток на народное творчество нового времени.
    Это особенно сильно сказалось во многих песнях семейно-бытовых, юмористических, сатирических, хасидских и антихасидских, песнях о бедности и нужде и других.
     В этих песнях особенно сильно влияние литургической музыки, которая в старые времена сопровождала еврейского ребенка с раннего детства и до зрелого возраста. И если девушки-швеи и мастерицы за шитьем распевали литургические светские песни, то парни, подмастерья сапожников, скорняков и портных, за работой распевали свои песни на синагогальные мотивы. Характерной особенностью еврейской народной песни является богатое развитие мелодической линии, разнообразие и художественная зрелость мелодики.
     В разных жанрах народных песен мы встречаемся с огромным разнообразием мелодий различного характера и форм. Достаточно сравнить мелодику любовной песни с бытовой песней, с юмористической или с песней религиозной тематики, чтобы стало ясно все богатство и многообразие выразительных средств. И если в злой сатирической песне, разоблачающей лицемерие и ханжество некоторых прислужников религиозного культа, народный певец для контраста использует популярную мелодию благочестивой молитвы, то такой прием оказывается особенно действенным, бьющим прямо в цель.

 

  Об одноголосности еврейской народной песни :


    Хорошо известна одноголосность еврейской народной песни, это одна из ее основных характерных особенностей. Но еврейская народная песня к тому же, в основном, и сольная. Хоровые еврейские песни /тоже, впрочем, одноголосные/ возникают лишь в последней четверти прошлого столетие. Здесь мы имеем в виду известную часть песен призывников /70-е годы XIX в./, а также некоторые рабочие и революционные песни /90-е годы XIX в./. Дальнейшее свое развитие еврейская хоровая песня получила в советский период.
    Причину одноголосности и сольного характера еврейской песни следует искать в старом социально-бытовом укладе жизни еврейских трудящихся масс. Лирические песни /любовные, бытовые, колыбельные/ были почти всегда песнями женщин. В условиях старого быта не было таких обстоятельств, которые способствовали бы объединению женщин в большие стабильные коллективы. Даже в субботних и праздничных традиционных песнопениях за трапезой принимали участие лишь мужчины и мальчики. Это привело к тому, что лирическая песня в течение столетий развивалась не как хоровая песня, а как сольная, и по своей мелодии и ритму она не подходит для хорового пения. После установления всеобщей воинской повинности в России в 1874 г. возникают еврейские песни призывников, которые распевались ими как хоровые песни.
    Еврейские трудящиеся в течение последних столетий /до XX века/ не занимались, как правило, типично-коллективными работами. Наиболее распространенный тип еврейского трудящегося ХVII-XIX вв. - это либо кустарь-одиночка, либо рабочий мелкой мастерской, где, кроме хозяина, работали один-два наемных ремесленника. Этому соответствует тот факт, что традиционная еврейская фольклорная песня не только одноголосна, но обычно и неудобна для коллективного исполнения.

О ладовом составе еврейской народной песни :


    Лад - один из важнейших элементов музыкальной речи, определяющий смысл и логичность мелодии в целом и каждой интонации в отдельности.
     Следует также иметь в виду, что семантика лада в значительной степени зависит от связи с остальными выразительными средствами произведения. В одной из неопубликованных статей М.Я. Береговский пишет:
    

 

"В еврейском музыкальном фольклоре мы встречаем следующие лады: натуральный минор; гармонический и мелодический минор; фригийский; измененный дорийский; мажор. Соотношение ладов не во всех жанрах и видах фольклора одно и то же. Самое значительное распространение получил натуральный минор, в котором построено более 50% еврейских народных песен".

     Этот лад бытует издавна в еврейской народной музыке. Следует помнить, что в XIV-XVI вв. еврейское народное искусство испытывало на себе воздействие немецкого искусства; в немецкой же народной музыке того времени натуральный минор занимал очень большое место. В музыкальном фольклоре восточных славян, среди которых евреи живут уже в течение многих столетий, этот лад также является одним из преобладающих.
     Второе место по распространенности занимает так называемый измененный фригийский лад; в этом ладу построено от 13 до 25% песен. Далее следует отметить измененный дорийский лад, в котором построено от 12 до 15% песен. Самое незначительное место занимает в еврейском фольклоре мажорный лад.

web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by