проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
История
Разделы


     ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В РОССИИ

     Краткий обзор истории собирания еврейского музыкального фольклора в России


     Перед каждым, кто занимается изучением еврейского музыкального фольклора, естественно встает вопрос о времени возникновения народных песен. Ш. Гинзбург и П. Марек, составители первого большого сборника еврейских народных песен, утверждали, что еврейская народная песня так же стара, как и сам язык, и как только удастся установить время, когда немецкие диалекты, которые евреи переняли, начали получать характерные черты языка "идиш", тем самым будет установлено время возникновения еврейских народных песен Это утверждение, однако, можно считать справедливым только для текстов народных песен на разговорном языке "идиш". Мелодии же еврейских народных песен, которые создавались на основе специфического еврейского национального мелоса, несомненно, более древнего происхождения.
    Истоки создания этого мелоса уходят в седую глубь веков. Начиная с самых отдаленных времен, на протяжении всех поколений, национальная музыка была тесно связана с бытом, традициями и всей жизнью широких народных масс. Устойчивость и постоянство передававшихся из поколения в поколение религиозных и бытовых традиций способствовали сохранности специфических черт еврейского национального мелоса. Некоторые исследователи считают, что специфика национального мелоса больше всего сохранилась в храмовых напевах и мелодиях, т.е. в религиозной музыке, так как в области культа проникновение чуждых еврейскому духу инородных влияний было особенно затруднено.
     Не подлежит сомнению, однако, что и литургическая музыка в ее современном звучании не свободна от инонациональных влияний и наслоений. Что же касается бытовых и светских песен, то в них это влияние выражено особенно сильно, что, впрочем, имеет место во всяком фольклоре. Известный советский фольклорист М.Я. Береговский во введении к своей книге ''Еврейский музыкальный фольклор" пишет:

 

     "Тем, что мы констатируем значительные инонациональные влияния в еврейском музыкальном фольклоре и считаем это естественным и общим явлением, мы вовсе не думаем отрицать наличие национальной формы, своеобразного стиля еврейского музыкального фольклора. Как в фольклоре других народов, так и в еврейском музыкальном фольклоре ''чужие элементы не просто механически вкраплены, но претворены в соответствии с национальной формой в ее исторической данности, являющейся выражением социальной психологии и идеологических стремлений тех слоев евреев, которые имеют отношение к данному фольклору".


     Народные песни - творчество главным образом угнетенных и эксплуатируемых классов и групп населения, которые в связи с тяжелыми социальными условиями и ограничениями не имели доступа к литературному искусству и для которых устный фольклор был, по существу, единственно доступным способом выражения их нужд и тревог, протестов и революционных бунтарских настроений. Устная форма распространения народных песен явилась одной из причин того, что из репертуара еврейских народных песен XIV и XV вв. к нам не дошло ничего ни в рукописной, ни тем более в печатной форме.
     Во введении ко 2 тому "Еврейских народных песен" М.Я. Береговский пишет: "Формирование музыкального народного искусства евреев Западной и Восточной Европы, разговорным и литературным языком которых является "идиш", можно проследить примерно с XIV века"
     Однако до наших дней сохранился один единственный рукописный сборник еврейских народных песен, составленный Айзиком Валихом в конце ХVI века. В этом сборнике представлено 55 песен светской тематики. Среди них: лирические, любовные, танцевальные, сатирические, шуточные, песни-элегии и даже один памфлет эротического характера. Состав сборника свидетельствует о широком тематическом диапазоне народного творчества того времени. Этот маленький сборник, конечно, ни в малейшей мере не исчерпывает тогдашнего репертуара. Следует помнить, что в те времена никто не решался печатать любовные или бытовые песни.
     В литературе на языке "идиш" в XVII и XVIII веках, как и в литературе других народов, безраздельно господствовали благочестивые книги и религиозная тематика и только в фольклоре, в произведениях народного искусства, передававшихся из уст в уста, мог простой человек излить свои чувства и мысли, свои горести и радости. Радовались каждой сатирической песенке, смаковали острое словечко, веселую шутку.
    Жизнерадостность народных масс талантливо отражала в своих устных творениях целая плеяда "шпильманов", шутов и "дураков" /"нарн"/ и "веселых евреев", клезмеров, странствующих канторов, бродячих артистов народного театра /или, как их называли, "пурим-шпилеров"/.
     В России первые известные нам печатные сборники еврейских народных песен без мелодий начали появляться только во 2-ой половине ХIХ века. Составителями этих сборников, /а нередко и авторами песен/ были известные в то время деятели культуры, писатели, драматурги: Михель Гордон /1823-1890/, Авраам Гольдфаден /Гольден-фадим/, Ицхок-Иоэль Линецкий /1839-1915/, Иосиф Бовшовер /1873-1915/, Мордехай Спектор /1858-1925/.

    Авраам Гольдфаден, заслуженно называемый "отцом еврейского театра", родился в 1840 г. в Старо-Константинове Волынской губ. Дебютировал как исполнитель еврейских песен, тексты и музыку к которым сочинял сам. Первая книга его стихов вышла в Житомире в 1866 г. под названием "Дос Идель" /"Еврей"/ и многократно переиздавалась.


     В 1876 г. он переехал в Румынию, в г. Яссы и создал там стабильный еврейский театр, в котором сам ставил им же сочиненные пьесы. Позднее он со своей труппой объездил Россию, Францию и Америку. В 1903 г. он окончательно поселился в Америке, где до конца своих дней сочинял пьесы и ставил их в театрах.
     Всего Гольдфаден написал около 60 пьес, которые с большим успехом ставились в еврейских театрах. Некоторые из его пьес не сходят со сцены до настоящего времени. Гольдфаден умер в Нью-Йорке в 1908 г.
    Писатель и литературный критик
Ицхок-Иоэль Линецкий родился в 1839 г. в Виннице, в доме фанатиков-хасидов. С юношеских лет он примкнул к движению "просветителей" и стал активным противником хасидизма.
    Его сборник сатирических народных песен "Дер бейзер маршалек" /"Злой скоморох"/ вышел в Одессе в 1869 г. и затем многократно переиздавался /Варшава, 1879; Одесса, 1882/, Его автобиографическая повесть "Польский мальчик" выдержала более 80 изданий. Линецкий умер в Одессе в 1915 г.
    Плодотворной и весьма популярной была деятельность народных певцов и талантливых свадебных скоморохов - "бадхоним": Эльокума Цунзера /1840-1913/, Велвла Збаржера-Эренкранца /1826-1883/, Берла Бродера /1815-1868/.
    
Профессиональный скоморох и популярный певец Эльокум Цунзер родился в 1840 г. в Вильно и умер в 1913 г. в Нью-Йорке.
    Первая книга его стихов вышла в Вильно в 1862 г. под названием "Ширим хадошим" - "Новые песни". В 1891 г. вышла его книга "10 еврейских народных песен" с мелодиями, которая многократно переиздавалась. В разные годы в России и Америке вышло около 60 сборников песен Э. Цунзера. Некоторые его песни были переведены на русский и немецкий языки.
     В корчмах и постоялых дворах, в селах и местечках быв. Волынской губ. пел свои песни странствующий народный певец .
     В корчмах и постоялых дворах, в селах и местечках Берл Бродер /Марголиус/ /1815-1868/. Музыку к этим песням он сам же сочинял. Он разъезжал со своим репертуаром во главе труппы "Бродских певцов" по городам и местечкам Украины, Галиции и Румынии.
    Весьма популярным был и другой народный певец
Веньямин-Вольф Эренкранц, известный под псевдонимом "Велвл Збаржер". Он родился в г. Збараже в Галиции в 1826 г. Выехал в Румынию в 1845 г. Перепробовал много профессий и не добившись в них успеха, он принялся сочинять сатирические песни и музыку к ним и стал любимым народным певцом. Вокруг его имени создавались легенды. Ему приписывали остроумные пословицы, анекдоты и сказки. Часть его песен пользуется популярностью и поныне. Умер он в Константинополе в 1883 г.
    В Вильно вышел в свет в 1887 г. сборник, составленный
Г.Е. Голомбом под названием "Койл Иегуда" /"Голос иудеев"/. Сборник содержит 12 пьес /усаживание невесты, проводы жениха, проводы невесты под балдахин, возвращение из-под венца, прощальный танец и мелодии к народным песням/.
    Однако планомерная работа по собиранию, записыванию и изучению еврейского музыкального фольклора началась только в самом конце XIX в. М.Я. Береговский отмечает:
     "До конца XIX столетия не было таких еврейских музыкальных деятелей, которые могли бы проявить интерес к музыкальному фольклору своего народа, оценить его и приступить к его собиранию и изучению. Только лишь в 1898 г. композитор и музыкальный критик Ю.Д. Энгель /1868-1927/ сделал свои первые записи мелодий еврейских народных песен и напевов без слов".
    
Юлий Дмитриевич Энгель родился в г. Бердянске в 1868 г., умер в Тель-Авиве в 1927 г. Его деятельность как горячего пропагандиста и ценителя еврейского народного музыкального искусства положила начало систематической работе по собиранию еврейских народных песен. Он долгие годы стоял во главе "Общества еврейской народной музыки" в Москве, принимал активное участие в фольклористических экспедициях по Киевской и Волынской губерниям в 1912 г. Ю.Д. Энгель учился в Харьковской музыкальной школе, позднее окончил Московскую консерваторию. Он был первым, кто начал собирать и обрабатывать еврейские народные песни. В ноябре 1900 г. на заседании Общества естествознания, антропологии и этнографии он исполнил еврейские народные песни в собственной обработке. Это был первый вечер еврейской народной музыки в России. По инициативе Ю.Д. Энгеля, начиная с 1901 г., в Москве, Петербурге, а затем и во многих других городах были организованы концерты, на которых исполнялись еврейские народные песни.
    Энгель - автор большого числа музыкальных произведений и работ по музыке: "Еврейские народные песни" /М., 1905/, "Музыкальный календарь" /1907/, "Сборник еврейских народных песен" /вып. 1 - 1909, вып. 2 - 1912, вып. 3 -[…]/, "Малый музыкальный словарь" /1910/, "В опере" /1911/, "Этюды к истории музыки", "Глинка", "50 детских пьес" /М., 1916/, "9 народных песен" /М., 1920/, "Полевые дети", "Венок еврейских народных напевов", "Еврейские народные песни" /Муз. сектор Госиздата, М., 1930/ и многие другие. Энгель по праву считается отцом новой еврейской музыки, он написал музыку к пьесе Ан-ского "Гадибук", к произведениям Переца и Шолом-Алейхема. Он был пионером прогрессивного движения среди еврейских композиторов, возникшего в России в начале текущего столетия. Это было движение, поставившее себе целью использовать большие возможности, содержащиеся в еврейских народных песнях и напевах. К этому движению принадлежали Гнесин, Крейн, Мильнер, Розовский, Цейтлин и др.
    В начале 20-х гг. Ю.Д. Энгель работал в образцовой еврейской детской колонии в Малаховке /под Москвой/, где он руководил музыкальным и хоровым кружками и сочинил для них целую серию песен.
    В 1901 г. в Петербурге вышел в свет первый в России большой сборник еврейских народных песен, составленный историками и фольклористами Саулом Гинзбургом /1866-1940/и Пейсахом Мареком /1862-1920/.
     В сборник включено 376 номеров. Тексты даны на еврейском языке и в латинской транскрипции. Мелодии к песням отсутствуют.
    Этот сборник усилил интерес к еврейскому народному творчеству, и многие деятели культуры отдались душой и сердцем трудной собирательской работе. Большой интерес проявляли к народному творчеству классики еврейской литературы Мендель Мой-хер-Сфорим, Шолом-Алейхем и И.Л. Перец. При деятельном участии Шолом-Алейхема вышел в свет в Варшаве в 1901 г. замечательный сборник еврейских песен Марка Варшавского с предисловием Шолом-Алейхема.
Марк Варшавский /родился в Одессе в 1848г, умер в Киеве в 1907 г./, адвокат по профессии, талантливый сочинитель еврейских песен, сам же сочинял к ним музыку и охотно пел их в кругу друзей и знакомых. Песни Марка Варшавского, впоследствии многократно переиздававшиеся, пользовались заслуженной любовью в народе и вошли в золотой фонд еврейского музыкального фольклора.
    В 1908 г. молодые еврейские композиторы и музыкальные деятели, воспитанники Петербургской консерватории, находившиеся под благотворным влиянием Н.А. Римского-Корсакова, добились возможности организовать в Петербурге ''Общество еврейской народной музыки", поставившее себе целью содействовать созданию национальных еврейских музыкальных произведений на основе народного искусства. Одновременно были организованы отделения этого "Общества" в Москве, Киеве и Харькове.
    Н.А, Римский-Корсаков постоянно направлял внимание своих учеников к истокам национального народного искусства. Л. Саминский - один из учеников Римского-Кор-сакова - в сборнике статей "О еврейской музыке" /СПб, 1914, стр. 74/ пишет:
 

    "Вспоминаем вещие слова, сказанные нашим великим учителем, создавшим гениальную "Еврейскую мелодию", Римским-Корсаковым: "Как странно, что ученики мои - евреи так мало занимаются своим музыкальным искусством. Еврейская музыка ждет еще своих великих мастеров".


    Деятельности молодых еврейских композиторов М.А. Мильнера, И. Акрона, М.Ф. Гнесина, A.M. Житомирского, П.Р. Львова, С.Н. Разовского, Е.И. Шкляра, которые стали проявлять все возраставший интерес к еврейскому народному искусству, способствовало то, что одновременно, в 1908 г., был организован в Петербурге "Еврейский историко-этнографический музей", в работе которого принимали активное участие члены "Общества еврейской народной музыки". Силами "Музея" были организованы в 1912-14 гг. экспедиции в местечки Волынской, Киевской и Каменец-Подольской губерний, под руководством писателя Ш. Ан-ского, при участии Ю. Энгеля и др. Участники экспедиции собрали и записали значительное количество народных музыкальных произведений. "Обществом еврейской народной музыки" было выпущено в первых десятилетиях XX века большое количество еврейских народных песен в обработке и гармонизации упомянутых выше композиторов.
    К этому же периоду относится плодотворная деятельность энтузиастов и любителей еврейского фольклора З.А. Кисельгофа, Н. Прилуцкого, М. Кипниса, Ш. Бастомского, А.П. Идельзона, И.Л. Кагана и Ш. Лемана.
    Страстный любитель и глубокий знаток еврейского музыкального фольклора, много лет посвятивший собиранию и записыванию еврейских народных песен, Зиновий Аронович Кисельгоф, активный деятель "Общества еврейской народной музыки" в Петербурге, был одним из первых, кто выпустил "Сборник песен для еврейской семьи и школы", восторженно встреченный любителями фольклора и критикой. Сборник был выпущен в 1912г. и уже через год появилась необходимость в выпуске второго издания. В сборник были включены, главным образом, народные песни с мелодиями в аранжировке композиторов А. Житомирского и П. Львова. Приведены также произведения знаменитых композиторов на еврейские темы, в том числе "Еврейская песня" Глинки; песня Лии и "Святая суббота" А. Рубинштейна /из оперы "Маккабеи"/; "Хор филистимлян" Сен-Санса /из оперы "Самсон и Далила"/; кантата Мусоргского "Иисус Навин" и другие. З.А. Кисельгоф скончался в 1939 г. в Ленинграде.
    
Нойах Прилуцкий /родился в 1882 г. в Бердичеве, погиб в 1941 г. в Вильнюсском гетто/ - литератор и языковед, один из основателей Польской народной партии, депутат первого польского сейма, в 1939 г. покинул Варшаву и поселился в Вильно, где в 1940-41 гг. был директором "ИВО" - еврейского научно-исследовательского института - и руководителем еврейской кафедры Вильнюсского университета. Выпустил "Еврейские народные песни" в 2-х тт. /Варшава, 1913/, "Сборник еврейского фольклора, филологии и истории культуры" в 2-х тт.
    
Менахем Кипнис - певец, собиратель и популяризатор еврейских народных песен, много лет выступал вместе со своей женой Змирой Зелигфельд как исполнитель еврейских народных песен. В юношеские годы он пел в синагогальном хоре знаменитого бер-дичевского кантора Нисона Бельзера. После окончания Варшавской консерватории он, в возрасте 24 лет, был принят в качестве тенора в Варшавский государственный оперный театр.
    Постепенно обогащая и расширяя свой концертный репертуар, Кипнис выпустил последовательно три сборника песен с нотами: "60 еврейских народных песен",1918г., "30 еврейских народных песен", 1925 г., "100 еврейских народных песен".
    М. Кипнис родился в 1878 г. в г. Житомир, быв. Волынской губ., в семье кантора; погиб в мае 1942 г. в Варшавском гетто.
    Шломо Бастомский /1891-1941/ ~ детский писатель, собиратель фольклора, автор хрестоматий и учебников для еврейских школ, редактор и издатель популярных детских и юношеских журналов, - составил и издал большой сборник еврейских народных песен /без нот/ под названием "Байм квал" /"У родника"/, Вильно, 1923 г.
    
Иегуда-Лейб Каган /родился в 1881 г в Вильно, умер в 1937 г. в Нью-Йорке/ - занимал виднейшее место среди еврейских фольклористов. Опубликованные им сборники имеют большую ценность. Он дал /хоть и не в собственной записи/ мелодии к большей части песен в своих сборниках "Еврейские народные песни", 2 тома, Варшава - Нью-Йорк, 1912 г., "Еврейские народные песни - новый сборник", Нью-Йорк,1928 г.
    Каган собрал и опубликовал ряд исследовательских работ по фольклористике, а также большое количество сказок, преданий, шуток, пурим-шпилей и т.д.
     Шмуэль Леман родился в Варшаве в 1886г.,погиб в Варшавском гетто в 1941 г. Деятельность Ш. Лемана в области еврейского фольклора была поистине феноменальной. Он начал свою собирательскую деятельность в 1902 г., а к 1910 году за свои собственные средства провел экспедиционные поездки в 30 местечек. Отдавая собирательской работе лишь свое свободное время, он за 40 лет собрал огромный материал: более 5000 любовных песен, из них 500 с мелодиями, 30 тысяч пословиц, тысячи анекдотов, сказок, театральных пьес и т.д. Из его работ опубликована лишь небольшая часть, а именно: сборник "Труд и свобода" - песни, возникшие в народе во время революционного движения в царской России " /Варшава, 1921 г./. В сборнике более 70 народных песен с мелодиями, из них многие в нескольких вариантах, сборник снабжен подробными примечаниями и комментариями; "Воровские песни с мелодиями" /Варшава, 1923 г./; "Детский мир" /Варшава, 1923 г./; "Песни дна" /Варшава, 1926-33 гг., где представлены также народные сказки и анекдоты/.
    Большинство собранных Ш. Леманом фольклорных материалов было уничтожено немецкими фашистами во время оккупации Варшавы. Организованный в 1925 г. в Вильно Еврейский научно-исследовательский институт "ИВО" провел весьма значительную и ценную работу в области собирания и записывания еврейских народных песен и других произведений народного творчества.
     К 1941 г. в архиве фольклорной комиссии ИБО имелись уже многие десятки тысяч произведений различных жанров еврейского фольклора, собранные широкой сетью любителей фольклора и корреспондентов. Из всего огромного количества фольклорных материалов, собранных в России за первую половину XX века, опубликована лишь малая часть. С болью приходится констатировать, что многие фундаментальные собрания отдельных любителей, а также различных учреждений, как, например, собрания Ш. Лемана, материалы фольклорной комиссии ИБО, Этнографической комиссии в Вильно и др., были уничтожены варварской рукой немецких фашистов в 1941 г.
    В Советском Союзе к концу 20-х гг. было создано два еврейских фольклорных учреждения: одно - при еврейском секторе Белорусской Академии наук /в Минске/ и второе - при институте еврейской культуры Украинской Академии наук /в Киеве/. Минская фольклорная комиссия развернуть собирательную работу не успела. Напротив, киевская организация, во главе которой был поставлен талантливый музыковед и фольклорист
Моисей Яковлевич Береговский /1892-1961/, проделала огромную работу на поприще еврейского музыкального фольклора.
    В 30-х гг. нашего столетия еврейская фольклористика, как наука, делала только еще свои первые шаги. И если в области словесного фольклора уже в тот период времени и появились некоторые труды, очерки и исследования небольшой группы фольклористов - таких, как Ихезкель Добрушин /1883-1953/, Меир Винер /1893-1941/, 3. Скудицкий, А. Юдицкий и др., то в области еврейского музыкального фольклора работа еще не носила научного характера.
    М. Береговский был первым, кто дал научное освещение исторического пути развития еврейского музыкального фольклора.
    Обладая всесторонним музыкальным образованием, он дал научный анализ музыкальных выразительных средств и специфических особенностей мелодики еврейских народных песен. После окончания Киевской консерватории в 1920 г., он изучал теорию композиции в Ленинградской консерватории под руководством проф. Штейнберга, а затем прослушал курс лекций по истории музыки в Московской консерватории. Вернувшись затем в Киев, Береговский с увлечением занялся педагогической деятельностью в различных музыкальных учреждениях и в Киевской консерватории.
     Начиная с 1928 г., когда Береговский был назначен руководителем музыкально-фольклорного отдела Института еврейской культуры Украинской Академии наук, он развивает широкую собирательную деятельность, организует ряд фольклористических экспедиций в города и местечки Украины, Буковины, Литвы и Белоруссии - для сбора и записи еврейских народных песен. Одновременно в архиве Института концентрируются все когда-либо выпущенные сборники народных песен, а также сохранившиеся материалы, ранее собранные любителями еврейского фольклора. К 1946 г. архив фольклорного отдела Института уже обладал колоссальным материалом - более 7000 записей, многие из которых были сделаны во время экспедиций самим Береговским.
    В результате долголетней работы, после строгого отбора, музыкальной расшифровки и анализа собранных материалов, М.Я. Береговский подготовил к печати большую пятитомную академическую серию "Еврейский музыкальный фольклор". 16 лет - с 1930 по 1946 - продолжалась работа над этой серией. Первые два тома посвящены народным песням, третий том - инструментальной /"клезмерской"/ народной музыке, четвертый том - особому жанру: напевам без слов, том пятый - музыкально-театральным произведениям, так называемым "пурим-шпилям". Каждый том снабжен вводной статьей и комментариями, содержащими глубокий анализ представленных произведений. Эта серия, общим объемом около 150 печатных листов, практически охватывает все жанры и виды еврейского музыкального фольклора и не имеет себе равных в мировой литературе по этому вопросу.
    К сожалению, из всего богатейшего наследия М.Я. Береговского опубликована до настоящего времени только малая часть, а именно: "Еврейский музыкальный фольклор", т.1, Музгиз, М., 1934; "Еврейские народные песни" /на еврейском языке/, Укрнацмениздат, Киев, 1933; "Еврейские народные песни /сокращенная выборка из 2, 3, 4 томов серии/, Советский композитор, М., 1962 г.; "Еврейские советские народные песни", Укрнацмениздат, Киев, 1940. Кроме того, в различных журналах на еврейском, русском и украинском языках опубликованы 10 статей /из общего числа около 40/ по различным актуальным вопросам еврейской фольклористики.
    Богатейшее культурное наследие видного советского еврейского ученого-фольклориста Моисея Яковлевича Береговского еще ожидает своих исследователей и издателей.
    Трагические события второй мировой войны, когда в фашистских гетто и лагерях смерти погибло более двух третей еврейского населения Европы, нанесли тяжелый и непоправимый удар по делу собирания и сохранения произведений еврейского народного искусства.
    Однако, даже в этих невероятно тяжелых условиях нашлись энтузиасты, которые буквально по горячим следам, еще до окончания Великой Отечественной войны, начали собирать и записывать новые страницы еврейского музыкального фольклора - народные песни гетто и концентрационных лагерей.
    В неопубликованных материалах личного архива М.Я. Береговского имеется отчет о работе отдела фольклора Кабинета еврейской культуры АН УССР /Киев, 1946/, в котором мы читаем:
 

    "Уже в течение лета 1944 года к нам стали поступать от наших корреспондентов единичные образцы песен гетто и лагерей, а также песен, созданных еврейскими партизанами. В ноябре того же 1944 года мы направили первую экспедицию в Черновцы /М. Я. Береговский и М.П. Майданский/.


     ...В августе 1945 г. состоялась экспедиция в Винницкую область /М.Я. Береговский и Р.Я. Лернер/ ... В июле 1946 г. мы посетили Вильнюс и Каунас, где нами собран фольклорный материал, созданный в гетто Вильнюса и Каунаса. Нами подготовлен к печати сборник "Еврейский фольклор периода Великой Отечественной войны" /составители М.Я. Береговский и Р.Я. Лернер/.
    В 1944 г. был опубликован первый сборник "Фолькслидер фун дер фатерландишер милхоме" /"Народные песни об Отечественной войне"/, который содержит 20 песен /без мелодий/, собранных и записанных фольклористом Ш. Купершмидтом среди эвакуированных еврейских масс в эшелонах, на вокзалах, на фабриках и заводах.
    Чтобы закончить переселение известных нам опубликованных в Восточной Европе сборников еврейских народных песен, следует остановиться на сборнике "Ундзер ге-занг" /"Наши песни"/. Этот сборник выпущен в 1947 г. в Варшаве отделом культуры и пропаганды Центрального Комитета евреев в Польше, при активном участии известного фольклориста, автора многих песен гетто - Шмерля Качергинского и музыкального редактора Леона Вайнера. Сборник содержит 92 песни с нотами. В сборнике пять разделов: гимны и рабочие песни, песни еврейских партизан, песни гетто, детские песни и бытовые песни.
    В послевоенное время в различных странах за рубежом заметно ожила работа в области еврейского песенного фольклора.
     Из известных нам сборников, выпущенных в последнее время, следует отметить следующие:
    1. Эмиль Секулец. "Сборник еврейских народных песен". Бухарест, 1959, 285 стр., 145 песен с нотами. Издание музыкального издательства Союза композиторов Румынской Социалистической республики.
     2. Лин Ялдати и Эбергард Реблинг. "Еврейские песни: Горит, братцы, горит". 59 песен гетто с мелодиями. Еврейские тексты даны в латинской транскрипции с переводом на немецкий язык.
    3. Ш. Качергинский. "Песни Виленского гетто". 37 песен, из них 25 с нотами. Париж, 1947.
    4. Ш. Качергинский. "Песни гетто и лагерей". 260 песен, из них 100 с нотами. Нью-Йорк, 1947.
    5. Сэм Лапцин. "Мы поем". 120 рабочих песен, без нот. Нью-Йорк, 1954.
     6. Мэнди Шейн. "Давайте споем". 90 народных песен с нотами. Нью-Йорк, 1959.
    7. Рут Рубин "Голоса народа" /на английском языке/. Обширная антология еврей- ских народных песен /496 стр./; мелодии к песням изданы отдельной книгой. Изд-во Томас-Иосельгоф, Нью-Йорк, 1964.
    8. Мордехай Гебиртиг /1877-1942/. "Мои песни". Нью-Йорк, 1948. /Это третье, весьма расширенное издание. Первое вышло в 1936 г., второе в 1942 г./
    Народный поэт, певец и композитор М. Гебиртиг, столяр по профессии, не получивший никакого образования, сочинял свои высокохудожественные произведения и музыку к ним только для себя и своей семьи - жены и трех дочерей. В силу своей исключительной скромности он никогда не стремился к почестям и славе, никогда не обивал пороги издательств с претензиями на опубликование своих произведений. Он пел в своей столярной мастерской. Но песни его вырвались из дверей и окон его бедного жилища и заполнили еврейские улицы трогательными, живыми, истинно народными образами и мелодиями, принесшими их автору всеобщее признание и любовь народа. Песни и мелодии Мордехая Гебиртига могут быть приравнены к наилучшим образцам народного творчества и вошли в золотой фонд еврейского музыкального фольклора. Сборник содержит 89 песен, из них 56 с мелодиями. Песни третьего раздела /в количестве 16 номеров/, который назван "Горит!", создан в период немецкой оккупации. В них отражены не только ужасы фашистских гетто и лагерей смерти, но и непоколебимая вера народа в свое близкое освобождение.
    М. Гебиртиг не дождался этих светлых дней. Он погиб 4 июня 1942 г. во время очередной "акции" в Краковском гетто.
    9. Хаим Котилянский. "Народные песни". Сборник хасидских песен и напевов, ев- рейско-украинских и бытовых песен, с введением и объяснениями на еврейском и английском языках. 2-е издание. Народное изд-во "Икуф", Нью-Йорк, 1954. Аннотации известного еврейского писателя Шолома Аша и композитора 3. Вейцнера. Собрано 37 народных песен в исполнении и интерпретации талантливого и популярного в Америке народного певца Хаима Котилянского.

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by