проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
О музыкантах
Разделы

"АШКЕНАЗИМ" в США. Май 2002 года

       В мае 2002 года казанский вокальный квартет "Ашкеназим" побывал в Соединенных Штатах Америки.
     Федерация еврейских общин Западного Коннектикута пригласила казанцев выступить с концертами по штату. Потом были долгие хлопоты с приглашениями и получением виз. Сначала в визах было отказано, второй раз билеты в Нью-Йорк для квартета были забронированы на 11 сентября 2001 года, но собеседование в посольстве отменили буквально за два дня до террористической атаки. И, наконец, в последних числах апреля 2002 года визы были получены, и 3 мая казанский квартет прилетел в США. Неделя в штате Коннектикут была заполнена концертами, встречами и разговорами. Это были, скорее, не гастроли, а некая благотворительная акция.

Полина Ачкинази, художественный руководитель квартета:

     "Нас возили по всевозможным городкам штата, где люди имеют очень слабое понятие о том, что сейчас творится в еврейской России, а уж о Татарстане и вообще не слышали. Нам приходилось проводить настоящие политинформации. Многие были просто поражены тем, что в бывшем Советском Союзе молодые люди имеют возможность ходить в синагогу и петь на идиш. И больше всего их удивил наш профессиональный уровень".


   Кажется, в Коннектикуте есть один самодеятельный клезмерский коллектив, но, к сожалению, казанцы не имели возможности познакомиться с коллегами. За время пребывания в Коннектикуте "Ашкеназим" дал около десяти концертов - школы, общинные центры, городские концертные залы. Многие американские евреи впервые услышали даже такие известные песни как "Shnirele perele" или "Shprayz ikh mir", получилось, что казанский квартет невольно принял на себя своеобразную просветительскую миссию.

   

После этой насыщенной недели квартет провел несколько дней в Нью-Йорке и представил свою последнюю программу "Di Yidishe Gas" в концертном зале Workmen's Circle. Концерт был организован стараниями американских друзей казанских музыкантов - художественного руководителя еврейского театра "Фольксбине" Залмена Млотека и популярной исполнительницы песен на идиш Адрианны Купер. Концерт стал возможен благодаря поддержке Ассоциации "Форвертс" - одной из самых крупных и влиятельных еврейских организаций в США. Также в организации концерта-презентации "Ашкеназим" принял участие директор Фонда развития еврейских общин в России и Украине Мартин Хорвиц.
  

 Выступая перед началом презентации, г-н Хорвиц сказал: "Понятие "культура" в русском языке гораздо более глубокое, чем английское "culture". Через культуру в России возрождается еврейство. Именно поэтому мы проводим Клезфесты в России и на Украине, именно поэтому сегодня мы представляем американской публике один из лучших современных российских еврейских ансамблей".

  Публика, среди которой, помимо завсегдатаев подобных концертов, были продюсеры, журналисты еврейских газет, специалисты по идиш, клезмеры, слушала "Di Yidishe Gas" с нарастающим удивлением. Открытием стали и степень погружения артистов в идиш, и знание еврейской музыкальной традиции, и профессионализм музыкантов. А самое главное - то, что в бывшем Советском Союзе, там, куда не доходила никакая информация, там, где не было ни нот еврейских песен, ни стихов на идиш, там, где еврейские семьи давно забыли свой язык, - именно там существует этот самобытный еврейский ансамбль. И именно там появился новый еврейский композитор - Полина Ачкинази. Адрианна Купер перед концертом рассказала публике о том, как на последнем Клезфесте в Петербурге услышала песню Полины на стихи Шике Дриза "A nigndl". "Я спросила у нее, слышала ли она две другие мелодии на этот текст. Оказалось - нет. Видимо, идишкайт существует на генетическом уровне".

  До концерта казанцев предупредили, что максимальный объем программы для американских слушателей - полчаса и попросили немного сократить "Di Yidishe Gas", которая длится 1 час 15 минут. И все же квартет был на сцене около часа, и публике концерт не показался слишком длинным.
Взаимоотношения публики и артистов строились скорее по русской концертной традиции, нежели по западной. В Америке и Европе аудитория воспринимает происходящее на сцене прежде всего аналитически, интеллектуально. У русских же - приоритет эмоций. Они заставляют сопереживать, становиться со-творцами концерта. Аплодируя последней песне программы, публика встала.

  …Залмен Млотек сказал после концерта: "Прием был действительно феноменальный. Никогда раньше на моей памяти ни один концерт не был воспринят с таким энтузиазмом. За исключением, возможно, концерта Эмиля Горовца, когда он пел здесь впервые. Но тогда зал был полон русских евреев, которые обожали его. А чтобы публика, знающая идиш, бывающая на всех нью-йоркских еврейских концертах, встала, аплодируя и приветствуя артистов, - такого я не припомню!"

web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by