проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
События 2007 года
События 2005 года
Анонсы предстоящих
событий
Новости
Департамента
еврейской музыки
Разделы

Клезмерский круиз по Днепру
29 апреля - 11 мая 2007

o Visits to Jewish landmarks; city tours
o Lectures and seminars on history and culture
o Music and dance en route; concerts on shore
o Individual visits to heritage shtetls


PHONE: 1(800) 387-1488
www.magma.ca/~klezmercruise

30 Апреля 2007 года 19:00
Киевский государственный музыкальный театр для детей и юношества (ул. Межигорская, 2)

Центр еврейского образования Украины

при поддержке

Объединенного еврейского призыва - Еврейской Федерации Нью-Йорка


ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ведущих еврейских музыкантов мира Майкла Альперта, Алекса Канторовича и Давида Кракауера (США), Джоша Долгина и Эрика Стайна (Канада), Гая Шалома (Великобритания), Боба Коэна (Венгрия), Ваню Жука (Россия), Ефима Чёрного и Сюзанну Гергус (Молдова), Наталью Касянчик и Александра Родина (Украина) в единственном концерте участников клезмерского круиза по Днепру


Не пропустите единственную возможность увидеть и услышать уникальную встречу мастеров клезмерского жанра

Телефон для справок: 248-53-77, 248-36-70

Концерт клезмерской музыки в Киеве: от аутентики к радикальным стилям.

Автор - Наталья Касянчик,
Фото- Александр Каневский

          30 апреля в киевском Муниципальном театре оперы и балета для Детей и юношества состоялся концерт клезмерской музыки "От аутентики к радикальным клезмерским стилям".
          В концерте принимали участие ведущие музыканты Украины, Молдавии, России, Венгрии, Канады и США. Это событие - реализация одного из музыкальных проектов Центра еврейского образования Украины, который является основателем и организатором крупнейшего в Украине Международного фестиваля еврейской музыки "Клезфест в Украине" (директор центра и продюсер фестиваля - госпожа Яна Яновер).
          Публика с необычайным интересом восприняла целое соцветие стилевых направлений клезмерской музыки. Следует заметить, что традиция, так называемый, голос с прошлого, четко прослушивалась во всех композициях и стала неким общим стержнем концерта. Даже самые радикальные номера программы впитали в себя аутентичное содержание народной музыки ашкеназских евреев.
          После концерта мы провели интервью с директором Центра еврейского образования Украины и продюсером киевского фестиваля "Клезфест в Украине" госпожой Яной Яновер.

Расскажите подробнее об организации концерта?

          В 2007 году в рамках Международного фестиваля еврейской музыки "Клезфест в Украине" наш центр реализует различные концертные мероприятия. В концерте "От аутентики к радикальным стилям" главной целью было донести киевскому зрителю традиционную еврейскую музыку в живом исполнении, показать современные формы ее существования в современной культуре. Нам было важно собрать на одной сцене ярких музыкантов, нашедших свои пути развития клезмерской музыки, нашедших "свою ноту".
          Для участия в этом проекте были приглашены исполнители мирового уровня: легендарный певец песен на идиш, пионер нео-клезмерского движения 80-ых гг. в Америке, скрипач группы "Добрый старый мир" ("Brave Orld World", USA) - Майкл Альперт; клезмер-новатор, профессор Манхетенской консерватории в Нью-Йорке - кларнетист Давид Кракауэр; модный клубный музыкант, ди-джей с Монреаля (Канада) Джош Долгин. В концерте принимали участие музыканты с Украины, Молдавии и России: Ида Гельфер, известная киевская певица песен на идиш, Киевский клезмерский дуэт: Наталья Касянчик (домра) и Александр Родин (композитор, пианист), вокалисты Вячеслав Березняков и Серафима Горелова (Киев), харьковский коллектив "Харьков Клезмер Бэнд" с певицей Евгенией Лопатник, гости с Молдавии - легендарный певец Фима Черный с Сюзанной Гергус (фортепиано), Саша Данилов (кларнет); неподражаемый клезмерский скрипач Алексей Розов, певец и гитарист Ваня Жук (Москва), кларнетист-виртуоз Алекс Канторович (США), скрипач и мандолинист с Венгрии Боб Коэн, перкуссионист Гай Шалом (Великобритания), цимбалист и бас-гитарист Эрик Стайн (Канада).


Как вы сказали, данный концерт - один из музыкальных проектов фестиваля. Расскажите, пожалуйста, читателям нашей газеты о самом фестивале.

          Ежегодный "Клезфест в Украине" стал первой ласточкой возрождения аутентичной клезмерской музыки в нашей стране и своеобразной клезмерской школой молодого поколения профессиональных музыкантов пост-советского пространства. Фестиваль имеет крепкие традиции мастер-классов по традиционному исполнению еврейской музыки. С самого начала фестиваль ориентировал музыкантов и слушателя не на популярную еврейскую музыку, а на постижение глубинных пластов музыкальной культуры евреев Восточной Европы: это хасидские танцы и напевы без слов, музыка еврейской свадьбы (в том числе религиозно-обрядовая, церемониальная, музыка для слушания и для танца), а также синагогальная музыка.

Давно наблюдая за развитием "Клезфеста в Украине", украинские музыкальные критики понимают, что его микроклимат стал неповторимой средой для развития клезмерского искусства в Украине. Скажите, чем занимаются сегодня воспитанники школы Клезфеста?

          Сегодня первая волна интереса наших музыкантов переросла в другую плоскость. Этап постижения и обучения традиции перерос во время создания новой клезмерской музыки. Многие постоянные участники нашего фестиваля-семинара, кроме обработок еврейского фольклора, пишут авторскую, еврейскую музыку. Сохраняя традиционный музыкальный язык, формы (фрейлехсы, напевы, хоры и другие жанры) молодые композиторы вносят новое содержание, дух нового времени. Именно так в начале 20-го века в Америке создавались шедевры еврейской музыки, сохранившие свое авторство. Это музыка Нафтули Брандвайна, Дэйва Тэрраса, Бобрикера Кац и других клезмеров-эмигрантов.
          Сейчас музыканты, прошедшие нашу школу традиционного стиля игры, ярко и убедительно прокладывают свои творческие пути в музыкальном искусстве. Бесспорно, их ждут определенные трудности другого порядка. В Украине очень сильно развит шоу-бизнес поп-рок направлений. Думаю, будущее - за развитием продюссирования более элитарных музыкальных стилей: этники, джаза, к которым также относятся различные направления клезмерской музыки. Некоторым образом актуальная проблема продвижения музыки у нас в стране и за рубежом частично решается нами в различных проектах фестиваля. Одним из них как раз и является проведенный концерт в Киеве. Отмечу, что музыканты с Украины, Молдавии и России, принимающие участие в концерте, - неоднократные участники "Клезфеста в Украине" 2000-2005гг.

Скажите, какой сегодня уровень востребованности клезмерской музыки?

          Востребованность музыки ашкеназов в Америке и Европе - неоспоримый факт. Клезмерскую музыку слушают и любят люди различных национальностей. Об этом свидетельствует успешная творческая и коммерческая деятельность многих клезмерских музыкантов. Это и заключение контрактов с ведущими лейблами (выпуск и успешная продажа альбомов), возможность выступать на престижных концертных площадках разных странах мира.

Какие новые музыкальные проекты вы планируете провести в этом году?

          В этом году 1-4 мая мы провели Всеукраинский семинар учителей музыки еврейских школ. Содержание семинара: лекции об истории еврейской народной музыки, о влиянии хасидизма на ее развитие, практические занятия по традиционному вокальному и инструментальному исполнительству.
          Кроме того, сейчас готовится к реализации специальный проект Международного фестиваля еврейской народной музыки "Клезфест в Украине" в рамках Международного фестиваля этнической музыки и лэнд-арта "Шешоры-2007-Подольские" (Украина).
          Мы запланировали выступления на концертах фестиваля Международного еврейского оркестра "Капелла Мерлина Шеперда" (Украина-Россия-Молдавия-Германия-Великобритания) и проведение двух мастерских для широкой публики: Мастер-классы по аутентичному исполнению хасидских напевов без слов и Мастерскую традиционных еврейских танцев в сопровождении "Капеллы Мерлина Шеперда".

Какая главная идея этого проекта? Когда и где он будет проводится?

          Наше сотрудничество с фестивалем "Шешоры" органично вытекает из самой сущности клезмерской музыки, над развитием которой мы работаем все эти годы.
          В этом году наш выездной "Клезфест" будет неким выходом в полиэтническое культурное пространство страны. Концепция этого проекта - межкультурным диалог, в процессе которого будет происходить взаимообмен духовными ценностями. Исторически клезмерская музыка возникла на пересечении восточной и славянской культур. Она близка и понятна людям различных национальностей. Именно в фольклоре человек находит самую тесную связь с окружающим миром - с природой и другими людьми. Надеюсь, слушателям и музыкантам будет интересен такой диалог и бесценный опыт единения и познания нового.
          Фестиваль состоится 12-14 июля 2007 года на Подолье (Винницкая обл.). Ждем вас!

Спасибо. Хочется пожелать вам успешных реализаций всех проектов. С нетерпением ждем новых концертов в Киеве и в других городах страны.

P.S.

          Развитие любой культуры предполагает выход в будущее как за счет настоящего так и путем актуализации неиспользованных возможностей прошлого. Оно не замыкается на изолированных моментах времени, и требует исторического синтеза будущего.
Обращение к архетипам не означает возврат в прошлое. Это особый ракурс, в котором благодаря превращению прошлого в символ творится смысл будущего. Архетипы - это культура впереди нас.
(Сергей Крымский, философ).

          Культура в целом является некой самоорганизующейся системой. Это особый мир, где потенциальное соседствует с реальным, инициируя "сегодня " через "завтра, где "заря будущего мирно пасется рядом с тенями прошлого"
(В.Хлебников).

          Культура как искусственная действительность создает объективное смысловое поле человеческого бытия. В таком видении искусство оказывается не изобретением, а вещанием о мире, в которм струны сами рокочут.
          По Мандельштаму, "быть может раньше губ родился шепот и в бездеревии кружилася листва".
"Современность: всевременность, а не временность" (Марина Цветаева "Поэт и время") а разум постигает, что душа уже знает.

Клезмеры покоряют Киев
Максим Суханов
Клезмер-круиз в Одессе
web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by