От классики...
проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
События 2007 года
События 2005 года
Анонсы предстоящих
событий
Новости
Департамента
еврейской музыки
Разделы

Департамент еврейской музыки
Центра еврейского образования Украины

Проект осуществляется благодаря финансовой поддержке Объединенного еврейского призыва - Еврейской Федерации Нью-Йорка и при участии Американского еврейского объединенного распределительного комитета "Джойнт

План лекции-концерта, проведенного на семинаре для учителей воскресных школ в ноябре 2005 года

Семинары для учителей

Тема: "Клезмерская музыка в еврейской общине и еврейской воскресной школе"

Наталья Касянчик и Ольга Ганская

План лекции-концерта.


Вступление: Небольшой экскурс по истории клезмерской музыки (записи старых и новых капелл).
1. Музыка еврейской свадьбы (музыкальные иллюстрации дуэта свадебных жанров).
2. Клезмерская музыка - средство воспитания учеников воскресных школ (открытие детских клезмерских кружков, уроки музыки, концерты клезмеров).

План-конспект лекции-концерта.
Вступление.


* Что такое Клезмерская музыка
* Как происходило ее развитие, показ эволюции жанра (фрагменты нескольких записей) -
1. созданные в Восточной Европе до 19 века;
2. перевезенные эмигрантами в Америку, конец 19 - начало 20 века;
3. звучание новых капелл-пионеров в Америке, 70-80 гг. 20 века;
4. клезмер вернулся! Клезмер в Европе через 100 лет после эмиграции в Америку;
5. клезмер сегодня - страны пост-советского пространства, Америка, Европа, Израиль (Клезфесты в Киеве, Санкт- Петербурге, Кракове, Лондоне, Нью-Йорке).

 

1. Музыка еврейской свадьбы.


1. Еврейская свадьба - персонажи, содержание, форма, философия.
2. Музыка еврейской свадьбы концентрирует и соединяет духовное и бытовое содержание свадьбы.

В процессе свадьбы значение музыки меняется и, в последствии, меняются ее формы и жанры. Анализируя эти жанры, их можно сгруппировать в четыре группы.
3. Подробнее о свадебных жанрах (когда и с какой целью звучал каждый вид свадебной музыки).

I. Религиозно-обрядовая музыка.
II. Церемониальная музыка.
III. Музыка к столу.
IV. Музыка к танцам.


Музыкальные иллюстрации свадебных жанров (дуэт).
1. Цудерхупе
2. Кале базецн
3. Мицве-тэнц
4. Мехутоним-тэнц
5. Шер
6. Дойна и фрейлехс (Дэйв Тэррас)
7. Провожание родственников домой (Нафтули Брандвайн)
8. Коломыйкес
9. Истамбул тэнц (Дэйв Тэррас)
10. Арабер тэнц (Нафтули Брандвайн)
11. Алкин булгар (Алла Данциг)
12. Гасн нигн

Выводы.
Свадебная музыка - важная часть духовной жизни еврейской общины. Ее роль и значение в жизни общины.
Религиозно-обрядовая музыка посвящена самому "сердцу" свадьбы, главным персонажам свадьбы -жениху и невесте. Этот пласт музыки - играет важнейшую роль в жизни общины, соединяя земное с небесным.

2. Клезмерская музыка - средство воспитания учеников еврейских воскресных школ.
Вступление.

* Детские впечатления - на всю жизнь, их влияние на позднейшую жизнь ребенка.
* Самоидентификация личности - осознание своих приоритетов, индивидуальных качеств и
ценностей. Причисление себя к определенной общности людей.
* Познавательная деятельность детей.
* Традиционные еврейские ценности - Тора, Семья. Важное место принадлежит воспитанию
детей.

Изучение клезмерской музыки и песен на идиш на уроках музыки.
Открытие детских клезмерских кружков.
Создание детских клезмерских кружков.
Концерты клезмеров.


В еврейских воскресных школах традиционными являются история, еврейская традиция, традиция, иврит и музыка.
Уроки музыки - праздничные песни на иврите (Рош-Ашана, Суккот, Симхат-Торы, радость Торы, Ханука, Ту би шват - новый год деревьев, государственный праздник, Пурим - Пуримшпили, карнавальные песни, Песах - большое песнопение на 7 дней: исторические - о выходе из рабства, седерные песни, весенние - современные израильские песни, нерелигиозные праздники - День Катастрофы - песни гетто, День независимости Израиля, День Иерусалима - песни о Израиле и Иерусалиме).

Цель изучения идишистской культуры (песен на идиш и инструментальной музыки) на уроках музыки -
o духовно развить детей

* привить еврейские духовные ценности,
* помочь найти себя - определиться среди других национальных культур.

Содержание и значение занятий.

1. Знакомство с историей еврейства (где жили евреи, как воспринимали культуру других народов, что создавали свое в условиях жизни не на Родине - в изгнании). Ценность знания истории (связь с прошлым помогает понять современность).
2. Связь с корнями семьи - знакомство с характером и укладом жизни их прадедушек и прабабушек.
3. Восприятие конкретных ценностных и жизненных установок, заложенных в народной музыке, которые может воспринять душа ребенка при слушании музыки (музыка - язык души, и глубже интеллекта понимает ее душа).
4. Понимание еврейской мировой души, сконцентрированной в фольклоре, ее судьбы в этом мире (единение общего и личного в народной музыке). Клезмерская музыка - живой носитель внутреннего мира восточно-европейского местечкового еврея 18-19 века.
5. Понимание и принятие традиционных еврейских духовных ценностей, которые были тщательно сохранены в галуте и сконцентрированы в восточно- европейской музыкальной культуре.

Детские Клезмер -студии, клезмерские ансамбли.

* Привлечение музыкантов, умеющих играть клезмер в качестве преподавателей и руководителей ансамбля, студии.
* Выявление музыкально одаренных детей, детей из музыкальных школ.
* Детские концерты ансамбля для учеников школы, концертные выступления на праздниках школы (участие в Пуримшпиле, театральных постановках свадьбы).
* Пример клезмер-студии "Киевер трамвай" при Центре еврейского образования Украины, студии в общинном центре Петербурга.

Выводы.

Клезмерская музыка - средство духовного воспитания и приобщения учеников воскресных школ к традиционным еврейским ценностям.

web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by