От классики...
проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
События 2007 года
События 2005 года
Анонсы предстоящих
событий
Новости
Департамента
еврейской музыки
Разделы

Департамент еврейской музыки
Центра еврейского образования Украины

Проект осуществляется благодаря финансовой поддержке Объединенного еврейского призыва - Еврейской Федерации Нью-Йорка и при участии Американского еврейского объединенного распределительного комитета "Джойнт

Ресурс-центр

Интересно знать!

Внук Маршака недоволен фильмом о знаменитом предке

Надежда Носикова

На Первом канале в цикле «Гении и злодеи уходящей эпохи» выйдет документальный фильм о Самуиле Маршаке. Как гениальный автор «Кошкиного дома» и других детских стихов он известен всем. Но в творчестве поэта была иная, еврейско-библейская тема, которую он тщательно скрывал. Об этом фильм, из-за которого может разразиться скандал между его создателями и потомками знаменитого поэта.

Москва. Малый Черкасский переулок. Детское издательство. 1949 год. Человек из горкома партии завел разговор о Самуиле Маршаке: «Посмотрите на его истинное лицо!» – и бросил на стол дореволюционную книжечку с надписью: «Самуил Маршак. Сиониды»…

Закрытым оставался целый пласт жизни Самуила Яковлевича. И лишь недавно появились исследования, которые открывают другого Маршака.

Он происходил из древнего иудейского рода талмудистов – толкователей священных книг. Писать начал рано. Стихотворения 15-летнего Маршака печатали в журнале «Еврейская жизнь». Он переводил еврейские стихи и ветхозаветную «Песнь песней».

В юности Маршак – активист еврейских благотворительных организаций. Он переводит гимн еврейского рабочего движения. А в 1911-м как корреспондент «Всеобщей газеты» отправляется в Палестину, о которой так много писал. На пароходе Маршак знакомится с выпускницей Петербургских женских политехнических курсов Софьей Мильвидской. Из Святой земли он привезет не только цикл стихов, но и невесту…

После революции Маршаку пришлось выбирать: жить и писать как прежде или приспосабливаться к условиям революционного времени. Маршак уничтожает экземпляры «Сионид». Выбрасывает все, что связано с еврейской темой.

Из «Краткой еврейской энциклопедии»: «В 20-м году из русско-еврейской литературы ушел самый многообещавший поэт и активный сионист Самуил Маршак».

Еврейский поэт умер. Родился поэт советский…

Его «двойная жизнь» началась в годы войны, когда Маршак сел за перевод с идиша народных «Песен гетто» – они до сих пор полностью не опубликованы. Поэт принимал активное участие в деятельности Еврейского антифашистского комитета. Дружил с Михоэлсом. После его гибели написал крамольное стихотворение «Памяти Михоэлса».

В 1948 году, когда был распущен Еврейский антифашистский комитет и арестованы его члены, фамилия Маршака звучала на допросах и фигурировала в протоколах…

– Работая над фильмом, – говорят режиссер Алевтина Кузовкина и сценарист Всеволод Коршунов, – мы обращались к родственникам поэта с просьбой о содействии: тема, которую мы поднимаем, – еврейские стихи Самуила Яковлевича, – довольно деликатная, информации по ней мало. Однако отношения с потомками Маршака у нас не сложились.

У поэта остались два внука: старший, Яков, возглавляет знаменитую клинику, а младший, Александр, распоряжается литературным наследием Самуила Яковлевича. Он единственный правопреемник, наследник всех его переизданий. Мы попросили разрешить съемку в квартире Самуила Яковлевича на Земляном валу (теперь там живет Александр Иммануэльевич) – он отказал. На дачу поэта в Болшево тоже не пустил… В первоначальном варианте сценария сделал кучу пометок, мы все учли, написали новый… Он вроде с ним согласился, но все равно недоволен. Его не устраивает тема, которую мы поднимаем. Считает – это чуть ли не пасквиль на деда! Грозил судом.

Четыре месяца программа пролежала без движения. А потом мы решили: судиться так судиться! Нам нечего бояться, материал основан на документальных фактах.

Создателей фильма поддержал крупнейший исследователь творчества Самуила Маршака, доктор филологических наук Матвей Гейзер. Более сорока лет он дружит с семьей поэта, хорошо знает Александра Маршака:

– Буквально на днях он звонил мне, встревоженный... Я видел сценарий и не нашел в нем ничего оскорбительного для Маршака, которого очень люблю. Его считают досконально изученным литератором, но на самом деле он до сих пор не прочитан до конца.

Услышать мнение самого Маршака-младшего о предстоящей премьере не удалось: он на неделю улетел за границу. По возвращении, надеюсь, он поделится со «Столичной» своими соображениями о вышедшем фильме.


Моисей Тейф
(1904 - 1966)

Из библиотеки поэзии Виктора Кишиневского
ЕВРЕЙСКАЯ ПОЭЗИЯ в переводах на русский язык

Моисей Тейф (1904 - 1966) родился и большую часть своей жизни прожил в Минске.
Он был восьмым ребенком в бедной еврейской семье. Учился в хедере, но был оттуда выгнан за постоянные шуточки.

Первое стихотворение опубликовал в 1923 году в газете "Молодой рабочий". В 1928 году поэт поступил в Московский педагогический институт на отделение еврейского языка и литературы, который и окончил в 1933 году. Одновременно работал ночным корректором в советской еврейской газете "Дер Эмэс". Первая книга стихов и поэм на идиш вышла в Минске в 1933 году. В апреле 1938 года Тейфа арестовывают за участие в "шпионской еврейской националистической организации".

Наступают годы почти десятилетнего молчания поэта. Однако весной 1941 года он выходит на свободу. Начинается война и он, уже из эвакуации попадает в армию, в штрафной батальон зенитно-артиллерийского дивизиона. Там, в звании сначала рядового пехотинца, а затем артиллерийского старшины, он пройдет всю войну и встретит Победу 1945 года. Повезло, он остался жив. Но погиб сынишка, расстрелянный вместе с бабушкой в гетто, распалась семья. После войны Тейф много работает, пишет, переводит, выступает на радио, сотрудничает с Еврейским Антифашистским комитетом. Это не проходит бесследно. В мае 1951 года его арестовываю вторично. Тейф выдерживает многочасовые ночные допросы и, вероятно, избиения, но не подписывает никаких бумаг, обвинений и не сотрудничает с органами. Ему дают "для начала" восемь лет "за национализм" и вновь ссылают в лагеря. Снова лагерь. Воркута. Каторжный труд...

Тейф вышел на свободу в 1956 году, в начале добившись полной реабилитации. Он переезжает в Москву. Здесь, после войны, после разгрома ЕАК, убийства Михоэлса все-таки были и коллеги-писатели, и еврейские читатели. Тейф много переводит, его стихи читаются и печатаются на идише и на русском. Трепетное отношение к своей родине - Белоруссии звучит в произведениях поэта. М. Тейф печатался в различных газетах и журналах страны, выходили книги его переводов на русский язык.

В последние годы жизни поэт приступил к исполнению своей давней мечты - поэтическому переводу на идиш легендарной "Песни песней", однако его творческим планам не дано было осуществиться. 23 декабря 1966 года Моисей Тейф скончался в Москве от сердечного приступа.

Моисей Тейф. Стихотворения

Эмиль Яковлевич Горовец

Эмиль Яковлевич Горовец родился 10 июня 1923 года в городе Гайсине, Винницкой области, на Украине, в многодетной семье кузнеца. С ранних лет проявился певческий талант юного Горовца. Участие в художественной самодеятельности, победы на школьных конкурсах - так начинался творческий путь замечательного певца и артиста.
Получив музыкальное образование в школе-студии при Московском ГОСЕТе под руководством Соломона Михоэлса и в институте Гнесиных, который он окончил в 1952 году, Эмиль Горовец занял достойное место среди мастеров эстрады и сцены. Не случайно Михоэлс предсказывал ему яркое будущее, строил планы совместной работы в театре.
Но, Эмиль Горовец посвятил себя эстраде. Он предстал перед слушателями не только блестящим исполнителем песен на идиш, но и талантливым композитором, самобытным чтецом еврейской поэзии, подлинным философом, убежденным в неизбежной победе гуманизма и добра над тиранией и злом. Обладая от природы ярким дарованием, он даже в самую глухую пору тоталитарного господства поддерживал надежду на сохранение и развитие национальной культуры; ее возрождение.
Бережное, трепетное отношение Эмиля Горовца к национальным истокам, традициям, к языку идиш, стремление делиться со слушателями красотой и музыкальностью этого языка, заложенными в нем возможностями передавать тончайшие нюансы чувств и переживаний - все это убедительно подтверждает право Эмиля Горовца остаться в нашей памяти великим певцом еврейского народа.
Единственный "титул", который он получил в СССР, - звание лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но любовь и симпатии публики согревали лучше любых титулов. Эмиль более двух десятилетий был наиболее популярным и общепризнанным лидером советской эстрады.
Песни Горовца шагали по всей стране и распевались, как народные, а его триумфальные гастроли проходили по всем городам и весям - от Прибалтики до Тихого океана. Будучи высококвалифицированным музыкантом, он еще в СССР писал музыку ко многим исполняемым им песням. Однако дверь в Союз композиторов была для него закрыта. Наряду с русскими, украинскими, польскими он блестяще исполнял и песни на идиш.
Правительство, в лице председателя Всесоюзного телерадиокомитета Лапина наложило табу на выступления Эмиля Горовца. Последовал отъезд в Израиль, трудные попытки творческого становления, переезд в США.
Горовцу удалось восстановить артистическое реноме, завоевать новые высоты: талант выдающегося певца засверкал еще более яркими гранями. Его искусство радовало слушателей в Аргентине, Бразилии, Израиле, Чили, Франции, Бельгии и других странах. В последние годы его концерты собирали огромные залы в постсоветской России. В течение последних пяти лет он работал в США на радио WMNB, а затем на "Надежде".
Ныне живущие и новые поколения всегда будут помнить имя и песни Эмиля Горовца.
Некоторые синглы:

"Я шагаю по Москве"

"Дрозды"

"Смоленский мальчишка"

"Бухенвальдский набат"

"Кузина"

"Королева красоты"

"Голубые города"

Михаил Давидович Александрович

Михаил Давидович Александрович родился 23 июля 1914 года в селе Берспилс (Латвия).
Родители М. Александровича работали на сельском постоялом дворе, обслуживали корчму и торговую лавку.
Отец, музыкант-самоучка, прививал своим детям любовь к музыке, учил их пению и игре на скрипке. Особое внимание он стал уделять четырехлетнему Мише, у которого обнаружил чистый и сильный голос, великолепную музыкальную память и отличный слух.
Родители понимали, что в деревенских условиях талант сына зачахнет, и что необходимо поселиться в большом городе, где опытные педагоги сумеют развить музыкальные способности маленького Миши.
И в 1921 году семья Александровичей, в которой было уже пятеро детей, перебралась в столицу Латвии - Ригу.
В том же 1921 г. Михаил Александрович стал учиться в Народной еврейской консерватории.
В течение первого года занятий педагоги подготовили с Мишей разнообразную и обширную программу. В ней были песни Шуберта, Шумана, романсы Грига, Римского-Корсакова, Гречанинова, Гуно, еврейские народные песни и песни еврейских композиторов - Мильнера, Шкляра, Ямпольского. Часть произведений М. Александрович готовил на немецком языке (например, песни Шуберта), большинство же вещей пел на русском и на идиш.
19 октября 1923 г. в Риге состоялся первый публичный концерт девятилетнего Михаила Александровича, прошедший с большим успехом. Для того чтобы публика, сидевшая в задних рядах, могла увидеть маленького артиста, он пел, стоя на стуле.
После первых концертов в Риге осенью 1923 г. газета "Ригаше нахрихтен" писала: "Что же касается девятилетнего певца Миши Александровича, о чьем феноменальном даровании надо много писать, то он не имеет себе равных среди вундеркиндов. Его первое появление на сцене вызвало - иначе и быть не могло - всеобщее изумление и восторг. Человек, не присутствовавший на концерте, просто не может представить себе всю проникновенность его исполнения, одинаково сильно звучавшую и в пианиссимо, и в форте, и необъятный диапазон его голоса, проявлявшийся самым впечатляющим образом..."
Семья М. Александровича испытывала острую материальную нужду, и чтобы помочь семье, маленький Миша в 1924-1926 гг. с большим успехом выступал в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Германии. В эти годы он пел уже не только на русском, немецком и идиш, но много оперных арий, романсов и песен исполнял на латышском, иврите, итальянском. В период ломки голоса (1927-1933 гг.) юный М. Александрович учился в гимназии и игре на скрипке в Рижской консерватории. После шестилетнего перерыва М. Александрович впервые выступил с сольным концертом в Риге 1 января 1933 г. и в этом же году стал работать кантором в рижской синагоге. В августе 1934 г. он переехал в Манчестер (Англия), где стал главным кантором местной синагоги. Живя и работая в Англии, М. Александрович периодически выезжал в Италию, где совершенствовался в пении у знаменитого тенора Беньямино Джильи.
М. Александрович работал кантором в Англии 3 года. В 1937 г. он переехал в Литву, где стал кантором хоральной синагоги "Оэль Яаков" в Каунасе. Наряду со службой в синагоге М. Александрович пел в опере и давал концерты. В театре он исполнял партии Ленского в "Евгении Онегине" и Альмавивы в "Севильском цирюльнике", но наибольшее удовлетворение и наибольший успех приносили певцу выступления на концертной эстраде.
В 1940 г. Литва была присоединена к Советскому Союзу, начались затруднения с канторской деятельностью. М. Александрович получил приглашение от Белорусской госэстрады на работу в Минск и с весны 1941 г. стал выступать с концертами в Минске и других городах Белоруссии.
Во время Великой Отечественной войны М. Александрович много пел для солдат Закавказского фронта (в 1942-1943 гг.), а между поездками на фронт с успехом гастролировал в Баку, Тбилиси, Ереване.
5 июля 1943 г. М. Александрович впервые выступил с концертом в Москве. Чарующий бархатный голос певца и виртуозное исполнение им трудных оперных арий вызвало восторг московской публики. Начиная с 1945 г. М. Александрович много и с неизменным успехом гастролировал по Советскому Союзу.
В 1947 г. Михаил Александрович получил звание Заслуженный артист РСФСР.
В 1948 г. за концертную деятельность ему была присуждена Сталинская премия. В Советском Союзе было выпущено 70 пластинок с его записями - общий тираж пластинок составил 2 миллиона экземпляров. Вместе с тем за все годы жизни в СССР певцу ни разу не была предоставлена возможность гастролей на Западе.
В октябре 1971 г. М. Александрович с семьей выехал на постоянное жительство в Израиль, а в 1973 г. переехал в США.
После отъезда из СССР он с успехом концертировал в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Торонто, Рио-де-Жанейро, Сиднее и Буэнос-Айресе, выступал с канторским пением в синагогах. На Западе певец выпустил 7 долгоиграющих пластинок с записями оперных арий, русских романсов, еврейских традиционных песен, сложнейших канторских псалмов и гимнов.
В 1985 г. в Мюнхене были изданы мемуары М. Александровича "Я помню..." (в 1992 г. изданы в Москве).
В 1989 г. Михаил Александрович провел месяц в гастрольном турне по Советскому Союзу и в мае 1991 г. вновь выступал с концертами в Москве.
В начале июля 2002 года на 87 году жизни в Мюнхене (Германия) скончался Михаил Давидович Александрович.

Информация - г. Курск
Фотографии Владимира Терентьева

Яша Хейфец - император скрипки



Одна из легенд об этом человеке. Когда закончилась Вторая мировая, армии союзников делали всяческие реверансы в адрес друг друга. И вот маршал Конев пригласил американского генерала, в честь которого был устроен грандиозный приём - богатый стол и демонстрация не вооружённых, а творческих сил, которые действительно были великолепны. Выступал гигантский хор красноармейцев, играл оркестр народных инструментов, виртуозы-балалаечники и т.д. Всё поражало мощью, слаженностью и темпераментом одновременно. Состоялся и ответный визит. Угощение было столь же обильно. Но на сцене стоял только один человек в форме рядового американской армии - 2 часа он играл на скрипке. Это был Яша Хейфец, выходец из России, ставший символом американской культуры.

Хейфец - легендарный скрипач. И некоторые из легенд, которыми окружено его имя, будет уместно вспомнить, отдавая дань памяти Великому Мастеру.

Родился скрипач в Вильно, в бедной семье. Отец - клезмер Рувим Хеифец был и сам чрезвычайно способным, но возможностей получить образование не было. А сыну повезло. Папа и стал его первым учителем. Яша начал учиться играть с трёх лет. Потом с ним занимался местный педагог И. Малкин.

Шестилетний еврейский мальчик в матросском костюмчике играет концерт Мендельсона. Видавшая виды публика потрясена и шокирована, такого себе никто не мог представить. В семь лет Яша уже закончил музыкальную школу. Он был одним из тех, как писал Шолом Алейхем, "золотушных мальчиков", которых везут к профессору, и тот доводит их игру до "дьявольского блеска". Пока ещё "одним из...", чтобы потом стать скрипачoм номер один. Его повезли в Петербургскую консерваторию к профессору Леопольду Ауэру в 1910 году.


«Вы знаете, - говорил потом Яша, - талант вундеркинда - это обычно болезнь с фатальным исходом. Я один из немногих счастливцев, кому удалось выжить. Моими преимуществами были великий учитель профессор Ауэр и семья, которая обладала инстинктом отличать в музыке хорошее от дурного…».

Всё-таки, какая замечательная была мысль пригласить Леопольда Ауэра в Петербургскую Консерваторию! Приехав в Петербург в 1868 году, чтобы заключить контракт на три года, Ауэр в результате проработал в консерватории полвека, до самого 1917 года.

Достаточно было бы, наверное, воспитать одного такого ученика как Яша Хейфец, чтобы войти в историю. Но не для этого Ауэр, еврей родом из Венгрии, столько лет трудился на благо русской скрипичной школы! Его ученики - И.Полякин, Е.Цимбалист, М.Эльман, А.Зейдель, Б.Сибор, Л.Цейтлин, М.Банг и И.Пиастро... Педагогика Ауэра открыла новую эпоху в европейском скрипичном искусстве - эпоху русской скрипичной школы.

Познакомившись с игрой Ауэра и его учеников, специалисты многих стран мира заговорили о "русском способе держания смычка", который признали новейшим и наиболее целесобразным. Сам же профессор считал, что манера ведения смычка столь же индивидуальна, сколь манера накладывания краски живописцем. Замечательное сравнение! Ведь от этой самой манеры у скрипача зависит окраска звука. Для Ауэра самым важным было, чтобы его ученики могли "заставить скрипку говорить". Если ученик постигал это искусство, то мог стать настоящим скрипачом-художником, и тогда, как утверждал Ауэр, он властвовал над огромной аудиторией подобно древним пророкам или великим поэтам.

Хейфец стал именно таким скрипачом. Одна из современниц артиста Николь Гирш, в статье "Яша Хейфец - император скрипки" писала: "Хотя музыка в настоящий момент отнюдь не бедна очень крупными скрипачами, но стоит увидеть Яшу Хейфеца появляющимся на эстраде, как сразу понимаешь, что он действительно возвышается над всеми остальными. К тому же его ощущаешь всегда несколько в отдалении; он не улыбается залу, он едва смотрит туда. Он держит свою скрипку с ... нежностью. Он держится как принц и царит на эстраде. Зал замирает, сдерживая дыхание, любуясь этим человеком."

После дебюта в Нью-Йорке Хейфец получил скрипку Страдивари. Но его индивидуальной манере и исполнительскому стилю больше соответствовала скрипка итальянского мастера Гварнери дель Джезу. Такой инструмент нашел отец. Это была скрипка "Давид" 1742 года. До этого скрипка принадлежала Сарасате. Именно её Хейфец с нежностью держал в своих руках. (Чьи пальцы касаются её струн теперь? И с нежностью ли?). У музыканта было 7 или 8 смычков, в том числе смычок работы Киттеля, подаренный ему учителем, профессором Ауэром.

Черта оседлости - это, увы, не из области легенд. В начале двадцатого века в Петербурге существовала трёхпроцентная норма для евреев при зачислении в образовательные учреждения. Но на консерваторию она не распространялась. Говорят, когда директора консерватории, выдающегося русского композитора А.К.Глазунова спрашивали, сколько инородцев учится в его учебном заведении, он отвечал:"Мы их не считали и считать не будем". Мать одного из знаменитых учеников Ауэра - Ефрема Цимбалиста - жила нелегально в дворницкой. Потом дворник на неё донёс, и она вынуждена была жить в Финляндии и раз в неделю приезжать к сыну, тоже нелегально. Для того, чтобы Яша Хейфец жил в Петербурге не один, Глазунов принял в число учеников консерватории и его отца. Он вообще очень многого добивался для своих одарённых питомцев еврейской национальности, за что его даже называли "царём иудейским".

Итак, известность в родном городе Хейфец получил, сыграв в 6 лет концерт Мендельсона (в матросском костюмчике). Петербург покорил в десятилетнем возрасте, исполнив тот же концерт с оркестром под управлением Глазунова. Международную известность приобрёл ещё через год, выступая в Берлине с оркестром под управлением А.Никиша. Одна из легенд о Хейфеце гласит, что после его концерта в Берлине знаменитый Фриц Крейслер, услыхав игру Яши воскликнул: "После его игры, остальным скрипачам остаётся лишь взять свои скрипки и переломить их об колено!". Далее грандиозный успех в Христиании, где Хейфец и его соученик Зейдель были удостоены приглашения норвежского короля и играли в его дворце двойной концерт (концерт для двух скрипок) Баха. 15-летний Яша, конечно, от такого приглашения не отказался. Но говорят, много лет спустя,

будучи мировой величиной, Яша Хейфец отказался от приглашения короля Дании прибыть ко двору после очередного концерта, ответив его величеству, что при всём уважении к нему не может изменить своему правилу никуда не выходить после того, как отиграет. Он действительно терпеть не мог всяких ужинов после выступлений, ресторанов и шумных компаний. Но любил пригласить к себе домой или в отель на гастролях немногочисленных и самых близких друзей. И любил угощать их едой собственного приготовления, рецептов которой знал немало. Вытащить его в гости было невероятно трудно, и, как сообщает ещё одна легенда о Хейфеце, он мог отправиться к друзьям только в случае поломки их сантехники. Тогда он брал чемоданчик с деталями и инструментами и отправлялся спасать их ванные и туалетные комнаты, так как виртуозно владел и сантехническим искусством. Хейфец любил всё делать своими руками.

Он был и великолепным дирижером, и мастерски владел искусством игры в ансамбле. Какие это были ансамбли! Ведь его партнёрами были Артур Рубинштейн, Григорий Пятигорский, и Уильям Примроз!

Он был образован, блестяще знал литературу и свободно владел французским, английским и немецким. Он посещал музеи и достопримечательности всех городов, где гастролировал. Но он был мизантропом и мало кого допускал до себя.

Он был чрезвычайно богат и имел виллу в Беверли Хилл, близ Голливуда, которую можно считать архитектурной достопримечательностью. Одна из стен виллы была сделана сплошь из стекла без единого шва! Около виллы - теннисный корт и всевозможные площадки для игр. Хейфец был превосходным спортсменом.


Он был страстным коллекционером и обладал одной из богатейших марочных коллекций.

В 1917 году Хейфец поехал в Америку с концертами и остался там навсегда. В СССР он приежал только один раз - в 1934 году по личному приглашению министра иностранных дел М. М. Литвинова. Скрипач дал 13 концертов и мастер-класс студентам московской консерватории.. Как его принимали! Говорят, он ходил по корридорам консерватории и долго стоял в классе, где и сейчас висит доска: "Класс профессора Ауэра". Эти стены помнят Учителя и его Учеников, составивших славу русской скрипичной школы.

Те, кто хоть когда-нибудь слышали и видели Хейфеца, не могли забыть его игру никогда: эту экспрессивность и патетику, техническое совершенство, безукоризненную чистоту звука при тщательной продуманности и скульптурной чеканности формы. И его внешний вид на эстраде - царственный, властный, при этом ни одного лишнего движения. Посему одни называли его "романтическим
виртуозом", а другие определяли его стиль как "высокий классицизм".

Столетие со дня рождения Яши Хейфеца пришлось на начало третьего тысячелетия. Какое счастье, что прожив 86 лет, 83 из них он играл на скрипке. Какое счастье, что для будущего осталось множество дисков с его записями и фильмов о нём.

Займёт ли кто-нибудь из наших современников место "скрипача на весь мир?" Я думаю, что нет... :-(

web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by