От классики...
проголосуй и подпишись Сейчас на сайте : чел. | ФОРУМ | ПОИСК ПО САЙТУ
События 2007 года
События 2005 года
Анонсы предстоящих
событий
Новости
Департамента
еврейской музыки
Разделы

Департамент еврейской музыки
Центра еврейского образования Украины

Проект осуществляется благодаря финансовой поддержке Объединенного еврейского призыва - Еврейской Федерации Нью-Йорка и при участии Американского еврейского объединенного распределительного комитета "Джойнт

 

Экспедиции - исследовательская деятельность

Методика сбора интервью


Тематические вопросы к интервью в рамках проекта "Создание архива ашкеназской музыкальной культуры"

По содержательным характеристикам данное интервью является биографо-этнографическим. Сквозные темы интервью:

1. Ашкеназский мелос и связанные с ним этнографические реалии.
2. Народные музыкальные коллективы и отдельные музыканты - их деятельность и судьба.
3. Информация о материальных носителях ашкеназской культуры музыкальной культуры: музыкальные инструменты, ноты, пластинки, афиши, фотодокументы и т.д.

Структура интервью:

Раздел I. Детство.
Раздел II. Профессия и основные жизненные вехи.
Раздел III. Сегодняшний день.


Раздел I. Детство.

1.1 Имя.
· Ваше полное имя по паспорту сегодня.
· Приходилось ли Вам менять свое имя?
· Есть ли Вас имя по Торе?
· Есть ли у Вас особое домашнее имя?
· В честь чего Вы получили свое имя?

1.2 Родители.
· Что Вы знаете о Ваших дедушке и бабушке: их имена, чем они занимались, их судьба. Умели ли они петь или играть?
· Ваш отец
· Ваша мама
· Кто из родителей оказал на Вас наибольшее влияние?

1.3 Братья и сестры.
· Родные братья и сестры: их имена, профессия и судьба.
· Кто их них по жизни стал Вам ближе?
· Ваши двоюродные братья и сестры.

1.4 Другие родственники.
· Кто из них повлиял на Вашу судьбу?
· Были ли среди них музыканты?
· Что Вы знаете об их музыкальной жизни?
· Сохранились ли какие-нибудь следы их музыкальной деятельности?

1.5 Дом.
· Где Вы родились (как называлось это место во время Вашего рождения? К какому государству оно относилось?)
· Опишите Ваш дом; Ваше любимое место в доме. Были ли в доме книги, ноты, музыкальные инструменты?
· На каком языке говорили дома? На каком пели?
· Часто ли в Вашем доме бывали гости? Кто это был, на каком языке они говорили, часто ли у Вас в доме звучала музыка?

1.6 Вне дома.
· Расскажите о Ваших первых знакомствах и друзьях вне дома: кто они были, чем занимались, как повлияли на Вас?
· На каких языках вне дома Вы говорили?
· Часто ли в детстве Вы ходили в гости? К кому? По какому поводу? Что делали там? Приходилось ли Вам в гостях слышать музыку и пение? Какую? От кого?

1.7 Воспитание.
· Кто из домашних более всего занимался Вашим воспитанием?
· Чему Вас учили дома?
· Пели ли дома колыбельные? На каком языке?
· Учили ли Вас играть или петь?
· Расскажите о Ваших учителях музыки.
· Где и когда Вы учились? Получили ли еврейское образование?
· Музыка в Вашей школе: что играли и пели?
· Случалось ли Вам в детстве видеть еврейский театр?

1.8 Праздники Вашего дома.
· Что праздновали у Вас дома? Как это было?
· Праздновали ли дни рождения?
· Советские праздники.
· Встречали ли русский новый год, елка - какой музыкой это сопровождалось?
· Какие еврейские праздники Вы запомнили с детства? Сопровождались ли они музыкой и пением? Расскажите подробно.
· Ваш любимый еврейский праздник детства - опишите, пожалуйста, подробно.

1.9 Еврейская свадьба.
· Как Вы попали на еврейскую свадьбу первый раз? Сколько Вам было лет?
· Как Вы запомнили свадебный обряд? Опишите.
· Были ли на свадьбе музыканты?
· Сколько их было примерно, и на каких инструментах они играли?
· Были ли это клезмеры? Они были из Вашего города (местечка) или издалека?
· Знали ли Вы кого-нибудь из них лично?
· Помните ли Вы, что именно играли и пели на еврейской свадьбе?
· Была ли у Вас еврейская свадьба?
· Часто ли в Вашей жизни Вам приходилось бывать на еврейских свадьбах? Изменились ли они? Изменилась ли музыка на еврейских свадьбах?
· Приходилось ли Вам видеть или получать еврейские свадебные открытки-приглашения?
· Сохранились ли у Вас фотографии с еврейских свадеб?

1.10 Синагога
· Приходилось ли Вам в детстве и юности бывать в синагоге? Как Вы ее запомнили?
· Помните ли Вы пение в синагоге? Помните ли тех, кто там пел?
· Какие жизненные события на Вашей памяти сопровождались религиозной музыкой или пением?

1.11 Учеба
· Учились ли Вы в еврейской школе?
· На каком языке шло обучение?
· Были ли в коле музыкальные занятия и художественная самодеятельность?
· Были ли школьные театр или оркестр? Расскажите подробно.
· Если Вы учились в обычной советской школе, можно ли было там играть и петь по-еврейски?
· Еврейский техникум или ВУЗ - по тем же позициям.
· Учились ли Вы в музыкальной школе или училище?
· Расскажите о Ваших еврейских учителях. Можно ли было там заниматься еврейским музыкальным фольклором?

Раздел II.

2.1 Профессия.
· Чем Вы занимались и занимаетесь в жизни?
· Какие люди и обстоятельства повлияли на Ваш выбор профессии?
· Оставались ли в Вашем доме музыкальные инструменты? Какова их судьба?
· Были ли среди Ваших близких знакомых в довоенном времени еврейские музыканты? Какова их судьба?

2.2 Судьба.
· Когда Вы женились (вышли замуж)? Расскажите о своем супруге и его семье.
· Были ли в семье жены еврейские музыканты?
· Когда родились Ваши дети?
· На каком языке говорила до войны Ваша семья?
· Учили ли Вы своих детей музыке? Где, какой именно?
· Имелись ли в Вашей семье какие-нибудь документальные свидетельства еврейской музыкальной жизни?

2.3 Война и Холокост.
· Где Вас застало начало второй мировой войны?
· Расскажите о судьбе Вашей семьи (фронт, эвакуация, Холокост).
· Если Вы были на фронте, знаете ли что-нибудь о еврейских народных оркестрах, о судьбе фронтовых музыкантов?
· Если были в эвакуации, расскажите о музыкальной жизни там.
· Если Вы были в гетто, знаете ли что-нибудь о песнях гетто, о музыкантах и их судьбе, об еврейском оркестре и театре в гетто и т.д.?
· Знаете ли Вы что-нибудь о пропавших во время войны или спасенных кем-то музыкальных инструментах, нотах, текстах песен и т. д.?

2.4 Послевоенное время.
· Вернулись ли Вы в свой довоенный дом?
· Кто из Ваших близких пережил войну?
· Звучала ли еврейская музыка в Вашем окружении после войны.
· Расскажите о послевоенной судьбе еврейских музыкантов, которых Вы знали?
· Попадали ли к Вам в послевоенное время случайно найденные или переданные Вам инструменты, ноты, афиши, фотографии и т.д.?
· Репрессии и еврейская музыкальная жизнь: что Вы об этом помните?

2.5 60-е 80-е годы. Еврейская музыка во времена государственного антисемитизма.
· Насколько доступно было музыкальное образование для еврейских детей: на уровне школе, музыкального училища, консерватории. Что Вы об этом помните?
· Учился ли кто-нибудь музыке в это время в это время в Вашей семье? Возможно ли было изучать и исполнять еврейский музыкальный фольклор?
· Знаете ли Вы о работавших в это время еврейских народных ансамблях, оркестрах, еврейских театрах, самодеятельных или профессиональных?
· Не сохранились ли у Вас афишки, программки, критические заметки в печати, отражающие музыкальную жизнь этого периода?
· Что Вы знаете об эмиграции еврейских музыкантов в 70-е - 80-е годы?
· Были ли среди Ваших знакомых музыканты - отказники?
· Как влияла эмиграция 80-х - начала 90-х годов на музыкальную жизнь в Вашем годе?

2.6 90-е годы - поворот к еврейской жизни.
· Когда и как Вы ощутили этот поворот лично?
· Когда и как в Вашу жизнь вернулась еврейская культура - народная музыка, литература, театр и т.д.?
· Когда и как у Вас в городе или в общине стали появляться самодеятельные хоровые, театральные, музыкальные коллективы?
· Участвовали ли в них Вы и Ваши близкие?
· Как Вы восстанавливали клезмерский репертуар, где брали слова и ноты, помогал ли в этом Вам кто-нибудь?
· Сумели ли Вы установить контакты с другими музыкальными коллективами?
· Когда впервые Вы услышали о фестивале еврейского музыкального фольклора?

Раздел III. Ваша музыкальная жизнь сегодня.

3.1 Музыкальное окружение.
· Какие центры еврейской музыкальной жизни доступны для Вас сегодня? (в Хеседе, в общине, в Вашем городе и т.д.)
· Насколько вовлечены в еврейскую музыкальную культуру члены Вашей семьи?
· Если ли у Вас дома пластинки, кассеты, диски с записями еврейской народной музыки?
· Приходилось ли Вам за последние несколько лет побывать в еврейском профессиональном театре?
· Побывать на музыкальном представлении?
· На фестивале клезмерской музыки?

3.2 Личное участие
· Являетесь ли Вы членом хорового музыкального или театрального коллектива?
· Как Вы там оказались (кто приобщил)?
· Расскажите о Вашем репертуаре.
· Расскажите об организаторах и руководителях Вашего коллектива.
· Кто является спонсором?
· Перед кем Вы выступаете, на каких языках? Ездите ли на гастроли?
· Откуда берете материал для выступлений (сценарии, ноты, учите с пластинок, собираете фольклор)?
· Опишите реакцию публики на выступления Вашего коллектива. Вообще расскажите о Ваших зрителях: много ли их бывает, много ли среди них молодежи?
· Чем привлекает Вас эта деятельность? Что она Вам приносит?

3.3 Сохранение и распространение еврейской музыкальной культуры.
· Пришлось ли Вам вовлечь в музыкальную жизнь Вашей общины других людей: членов Вашей семьи, друзей, сотрудников и т.д.?
· Есть ли у Вас в общине курсы изучения идиш? Кто Ваши учителя? Кто изучает язык? В каком объеме изучаете идиш?
· Есть ли при общине музыкальные и танцевальные кружки?
· Есть ли мини-архивы или мини-музеи еврейского фольклора?
· Были ли у Вас на Вашей памяти экспедиции по сбору музыкального, этнографического и т.д. материалов? Если да, то когда, где, и кто их проводил? Участвовали ли Вы в них?
· Приходилось ли Вам лично записывать музыкальный фольклор или брать интервью у его носителей?
· Имеете ли Вы сегодня возможность внести материальный или духовный вклад в сохранение и распространение еврейского музыкального наследия?
· Если в Вашей личной собственности сегодня находится документы, пластинки, инструменты, фото и видеоматериалы, представляющие историческую или культурную ценность, как Вы себе представляете наиболее правильный способ их сохранения?

3.4 Проблемы и перспективы
· Как Вам кажется - еврейский музыкальный фольклор сегодня это живой организм или музейная реликвия?
· Знакомы ли Вы современными его проявлениями (новыми текстами, новыми мелодиями или модернизацией старого материала)?
· Как Вы относитесь к современным аранжировкам старого фольклорного материала?
· Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети и внуки были причастны к развитию и сохранению еврейской музыкальной культуры?
· Хотели бы Вы, чтобы эта деятельность стала их профессией?
· Какие проблемы сохранения и развития еврейской музыкальной культуры видны Вам сегодня?
· Какие перспективы в этом направлении видятся Вам в будущем?
· Что бы Вы сделали в первую очередь сегодня, если бы были а) - руководителем музыкального коллектива, б) государственным чиновником, ответственным за сферу культуры, в) - ее финансовым спонсором?
· Что бы Вы хотели сказать тем, кто примет эстафету Вашей деятельности завтра?
· Что бы Вы хотели сказать в заключении этого интервью?

web-master:
Copyright © «Klezmer» 2002г Graphic design by